12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИНА КОСТЕНКО
Проблема неравенства душ в романе Лины Костенко «Маруся Чурай»
Проблема неравенства душ в романе реализуется с помощью образов Маруси и Григория. Необычность любовного сюжета в романе следует из необычности самой Маруси Чурай. В ее глубокой натуре живет очень сильное максималістське начало, она руководствуется принципом: «Все или ничего». Грицева мать говорит о Марусине сердце, что оно «гордое и трудное». Трудное - потому что не признает компромиссов, отвергает напівпочуття, мучается одиночеством, требуя подлинности и полноты во всем. Но несчастье Маруси в том, что ее «гордое и трудное» сердце, не спрашивая ума, выбрало именно Грица Бобренка.
Марусина любовь встретилась с раздвоенной, розчахнутою душой Грица Бобренка. Так появляется в романе Лины Костенко драма «неровня душ» - поэтическо-прозаической, в которой исчезают, гибнут зачатки чего-то высокого и настоящего, того, что заставляло Марусю думать о казака Григория Бобренка как о рыцаре. Осмысливая в тюрьме свою трудную любовь, Маруся Чурай находит точные слова, которые объясняют коллизию двух нерівновеликих сердец:
Моя любовь челом достигала неба,
А Гриша ходил ногами по земле.
Любовь Ивана Искры к Марусе словно оттеняет любовь Григория. Одной минуты «жгучего понимание» Маруся пришла к мысли о «неравенстве душ» - своей и Григория. Иван же был ей ровней, ибо, как никто другой, понимал и ценил исключительность его личности. Он аристократ не только по происхождению (сын гетмана Остряницы), но и аристократ духа. И если Маруся поднимала к себе, ошляхетнювала Гришу, то с Иваном сложилась совсем другая ситуация - ему самому во многом надо было подниматься к нему. Иванова речь на защиту Маруси показала редкую глубину и масштабность его мышления - он очень точно понимал назначения талантливого художника, его вес для общества, и этим резко выделился среди других:
Эта девушка не просто так, Маруся.
Это - наш голос. Это - песня. Это - душа.
Когда в поход выходила батава,
ЕЕ песнями плакала Полтава.
Что нам было нужно на войне?
Сабли, знамена и ее песни. Учитывая свою неординарность Иван чувствует себя немного чужим в полтавском среде:
Я, может, сумасшедшим здесь сдаюсь.
Мы с вами люди разного коша, -
заявляет он всем присутствующим на суде, что оказывалось над Марусей. И ничего удивительного нет в том, что Ивана недолюбливали всякие посредственности, и в том числе и Гриша:
А Гриша, было, и сердится, и вздыхает.
Он, - говорит, - хитрый, - говорит, - скрытный.
У нас на углу его не любят наши.
Благородный очень и челом не бьет.
Он, - говорит, - гордый. С ним не сваришь каши.
Он и молчит, потому что дума что-то свое.
Маруся на подсознательном уровне защищается от Ивана Искры, его острого ума и могучего чувства:
Да еще и в глазах такое что-то непостижимое,
Что у меня иногда мысль промелькнет:
Или, может, он что-то имеет против меня,
Или, может, он ненавидит меня?
То и пусть себе. Молчания не нарушу.
Уже и избегаю. А встречу где -
Так как ударит молнией в душу
И вновь спокойно глаза отведет.
Отношения Маруси и Ивана Искры - одна 3 прекраснейших страниц не только романа, но и всей украинской литературы составляют картины суда над Марусей (выступление на нем Искры), его безумного полета на лошади до Богдана Хмельницкого помилувальним универсалом.
Большое уважение к Ивану со стороны самого гетмана указывает следующая цитата:
Иван, Искро, - Хмельницкий встал из-за стола. -
Спасибо Полтаве, прислала такого гонца.
Что-то должно произойти, твоей печали достойное? -
Искра произнес: - Полтава наказывает певца.
Благодаря настойчивости Искры Маруся была спасена от физической казни, и можно человека спасти от казни душевной, когда она сама является собственным палачом. Оправдание Маруси стало для нее самой большой карой: в мыслях она уже умерла, она больше не в состоянии отвечать на чувства, о чем свидетельствует картина посещения угасающей Искрой Маруси:
И я тогда любил тебя до боли.
А уж теперь, Маруся, и подавно.
Позволь мне остаться с тобой.
Так как есть. Без сговора и сватов.
В церковь пойдем. Поп нас обвенчает.
Свадьбу справим. Пушкаря позвем.
Как не полюбишь, у меня хватает
На двоих любви. Как-то проживем.
Художественно-смысловое наполнение этой линии составляет философия взаимного поиска и постепенного сближения двух по сути разных и одновременно близких людей, рожденных друг для друга:
Мы с ней родные, мы одного корня.
Пожалуй один аист нас принес.
Родители у нас бесстрашные и невпокорені
И матери поседели от слез.
Мы с ней дети одной печали.
Себя читаю в ее глазах.
Однако эти души фатально разделены, вследствие влияния многих обстоятельств, как есть разделенной сущность женского и мужского начал, как его неразделенная любовь. И все-таки Маруся приблизилась к Ивану. Для этого ей пришлось пройти через адски пережитой измены, через потрясения суда, через путешествие «от Лубен до Киева», которая расширила ее миропонимания. Волнующей является ее последние встречи с Иваном. Марусине жизнь угасает. Иван это понимает. Однако его любовь настолько сильная, что он предлагает тяжело больной Маруси стать его женой:
Как не полюбишь, у меня хватает
На двоих любви. Как-то проживем.
Маруся решительно отвергает эту жертвенную предложение Ивана:
Меня, Иван, - такую истерзанную?
Меня, Иван, - такую горку?
Пусть Бог пошлет тебе хорошую девушку,
Еще будешь ты счастлив на века.
На том достаточно. И конец беседе.
Не надо и говорить нам о том.
Моя жизнь - развалюху любви,
Где уже никакой цвет не процветет. Этот разговор Маруси и Иоанна разговором двух равных, даже близких людей - разговором друзей, что глубоко уважают друг друга. Последнее прощание с Иваном, который отправился в военный поход, вызвало у Маруси большую тоску - она .відчула, что теряет по-настоящему близкого человека:
Не знала я, что сумм такой окутает.
Умирать буду - помяну добром.
Кирея с вылетами черная
В последний раз мелькнула за бугром.
Только болезнь и смерть Маруси остановили процесс зарождения в ней новой, по-настоящему большой и счастливой любви.
|
|