( сочинение)
Лина КОСТЕНКО
для многих олицетворяет альтернативную,
то есть настоящую Украину. Тот замер и ту
систему координат, от которых, к сожалению, немалая
(и это обидно) часть общества уходит.
Яркая представительница незабываемого и
еще не до конца осознанного «феномена
шістесятництва», она является тем крепким магнитом,
что держит украинский мир. Проникновенная,
наделена пророческим даром, современница, она
неоднократно присылала нам свои предостережения.
Духовные ценности человека своими корнями
достигают глубокой давности, когда идеалами
была искренняя и честная работа, забота за ее
успехи, когда жизнь приводилось в соответствие
к законам Бога и природы. К сожалению, наш
прагматичный век наложил свои коррективы
на духовністьлюдини.
Поставить своего современника лицом к
норм, которые производило человечество в течение
веков, задуматься над сущностью собственного
жизни, сосредоточиться на осознании себя
сыном украинской земли взяла на себя
обязанность поэтесса Лина Костенко. Остро,
бескомпромиссно, не отступая от своих
идеалов, осмысливает она в поэтических произведениях
современные проблемы, связанные с духовным
упадком людей. Корит яничарство, измену,
отступничество. Конечно, в связи с
своей позицией поэта-патриота Лина Костенко
находилась в оппозиции к официальным властям
тоталитарного советского общества.
В своих стихах Лина Костенко видит
конкретных виновников моральной и духовной
деградации людей. Это - "номенклатурные
дураки, бюрократы, плоские мурмило в квадратуре
рам", то есть вся советская система. По
указательным движением дирижерской палочки
коммунистических идеологов появляются
"мастаки приспособить шаг", люди
хилые. С большой тревогой Лина Костенко
призывает нас жить в согласии и любви.
Как завещание, звучат ее слова: "Не отступиться
и не положить ложь на струны". Нельзя
отрекаться от высоких идеалов наших предков,
собственной культуры и языка. Проблемы языка
нарушены поэтессой в нескольких ее стихах.
Самым драматичным в поэзии "Боль единой
оружия" является то, что родной "трагической
языке" гроб "не только пороги, но и
дети собственные тешуть". Таких вот сирот
многие еще и сегодня "на нашей - не чужой
земли". Названа поэзия сильна верой
поэтессы в том, что дух народа и его язык не
убить никому:
В поэзии "Заворожи мені, волхве"
поэтессу заинтересовал вопрос, "что писал
бы Шевченко в тридцать третьем, тридцать
седьмом годах?" Конечно, поэтесса
не піддае сомнения устойчивость Шевченко,
его моральный дух. Поэтому, по ее мнению,
"побывав на Косаралі, побывал бы
еще и на Соловках". В поэзии автор
идет за ходом истории: Закаленный, зарешечен,
прикиданий землей, снегами, кремнем,
до сих пор был бы реабилитирован.
А как же восприняли в 30-х притеснения и репрессии
Косынки, Кулиша, Курбаса их современники?
Молча. Промолчали ущерб, причиненный
Стусу, Светличному, Снегиреву, Литвину,
В тихом 60-х. "Как молчанием душу уяремлю,
то какой же к черту я поэт", - напоминает поэтесса
себе о свою гражданскую совесть. И
цветы от нее падали под ноги шістдесятникам
в зале суда, откуда ее выводили силой
советские милиционеры.
Поэзия Лины Костенко предостерегает нас от
потери своей исторической памяти. Особенно
отчетливо эта мысль звучит в его романе в
стихах "Маруся Чурай". Образ Маруси
сливается с образом Украины, что сигнализирует
через века: помните, потомки, свою
историю, и только тем будете сильные и известные
в мире.
Поэзия Лины Костенко художественно осмысливает
общечеловеческие стоимости, заставляет задуматься
над тем, что оставляет по себе человек. Мысли
об истинных ценностях, о смысле в жизни,
духовность и бездуховность возбуждено
в стихотворении "Уже началось, пожалуй, будущее".
Здесь читаем: "Ищите улыбку Джоконды,
она никогда не пройдет". Понимая быстротечность
материальных ценностей, всегда надо
помнить о духовных: красоту, искусство,
любовь к людям, любовь и верность Родине.
Поэзия "Жизнь идет и все без корректур..."
напоминает о долге прожить жизнь честно,
содержательно. Лина Костенко занимает исключительное
место в украинской литературе последних
четырех
десятилетий не благодаря радикальным
творческим экспериментам, не с
учитывая
на занятую политическую позицию
или "провокационный" стиль
жизнь -
элементы,
из которых критики привыкли составлять портрет
художника и создавать ему
похвальную
общественное видение. Лина Костенко является выдающимся
фигурой украинского
культурного
жизни благодаря своей
сильной личности, принципиальном
отрицанию
позиции приспособленчества, которая характеризует
многих советских
писателей,
способности молчать в то время, когда это молчание
означало отказ от
соблазнов
обустроить свою жизнь ценой уступок.
Всеобщее признание выдающейся
поэтессы
она завоевала благодаря умению синтезировать
в своем творчестве лучшие
черты
украинской поэзии и отбросить
худшие. Этими хуже я
считаю
велемовність,
сентиментальность, чрезмерный пафос, оперирование
слишком скромным
"словарем"
символов, часто сводится к
нескольких или нескольких
элементов,
заимствованных из поэзии Тараса Шевченко,
Леси Украинки, народной
песни,
послугування загальниками, стилизацию,
легкость, с которой поэзия
попадает
под влияние патриотически понимаемой
мілизни, стереотипность
мышления.
Лине Костенко удалось счастливо избежать
этих вредных для лирики
признаков,
которыми обозначена творчество многих
украинских поэтов, прозаиков,
даже
критиков.
Лина Костенко является также автором
киносценариев и квалифицированным
переводчиком
польской лирики, в частности
стихов Марии Павліковської-
Ясножевської.
Поэтесса избежала репрессий, которых
подверглась часть непокорных
украинских
писателей, ее долголетнее молчание,
что должно быть покарою
власти
за защиту прав человека и сказать
бы, прав культуры на существование,
переросло
в общий проявление протеста и обернулось
высоким авторитетом не
только
в сфере литературы. С 1961 по 1977 год
поэтессу не печатали, а
подготовленные"
в издательстве сборника лирики были
рассыпаны. Перед периодом
вынужденного
молчания выдала три поэтические книги:
"Лучи земли" (1957),
"Паруса"
(1958), "Путешествия сердца"
(1961). Уже эти три первые
сборки
показали,
что Лина Костенко есть, рядом
с Иваном Драчом, Николаем
Винграновским,
Дмитрием Павлычко, выдающейся индивидуальностью
в украинской
поэзии
после 1956 г. В частности третья
сборник "Путешествия сердца"
стала
художественной
событием 1961 года, на авторские
вечера сходились толпы людей,
жаждущих
настоящей лирики, а не идеологии. "Ее
третья сборка имеет принципиальное
значение,
- писал тогда молодой поэт Василий Симоненко,
который позже трагически
умер. -
Уже самим фактом своего существования она
перечеркивает ту тріскучу и
плаксивого
писанину некоторых наших лириков,
что своими творениями
только
загромождают
полки магазинов и подрывают
доверие читателей к современной
поэзии".
Политические заморозки, которые наступили
в середине 60-х годов,
привели
к тому, что поэтесса дальше выдавать свои
книги не могла.
Очередная книга "Солнечный интеграл"
(1963) была порезана вследствие
вмешательство
цензуры. То же самое постигло
и книжку "Княжа Гора"
(1972),
подготовленную
после многих лет молчания. Поэтому
в определенном смысле сборка
"Над
берегами вечной реки" стала в 1977
году как новым дебютом, который
сразу
вернул Лине Костенко видное
место в литературе. С тех пор
она
опубликовала
несколько важных поэтических книг:
"Маруся Чурай" (1979),
"Неповторимость"
(1980), "Сад нетающих скульптур"
(1987). Восторженно
воспринята
читателями книга "Избранное"
(1989), изданная тиражом 70
тысяч
экземпляров
и быстро раскуплена, завещала время больших
перемен в Украине.
И после
активных 70-80-х годов Лина Костенко
снова печатает немного, не
участвует
в публичном литературной жизни и
далее остается молчаливым
авторитетом
современной украинской литературы, которая
никак не может выйти вне
навыки
мышление категориями ушедшей эпохи.