Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Двустишие, или Дистих (греч. distichon) - простейшая строфа, написанная любым размером, состоящий из двух строк, объединенных общей рифмой (случается и неримована) и викінченою мнением с отчетливыми признаками лаконизма и афористичности. Д. широко употребляется как отдельное произведение:

Что судьба нелегкая, - в этом пользу и своя есть.

Блаженный сон души искусству не способствует (Лина Костенко).

Д. может составлять определенный цикл, даже сборник ("Тавторими" Б.Кравціва), править по строфічну основу поэмы ("Даниил Галицкий" М,Желательна). Д. наблюдается в более сложных за собственную строфічних структурах (четверостишие, шестивірш и т.п.), как-вот в десятивірші Ю.Андруховича "Железная дорога Станислав - Рахов. 1894":

Здесь не сойдет вода и не вырастет земляника,

мы здесь выстоим,

по нам пройдет железная дорога.

Здесь по сторонам посеяно проклятия и хулу,

который люцифер потребовал лупати сю скалу?

За нами падают леса и мечтают тончайшие стебли,

железная дама украла нас и наши глаза стерла [...]

Неримований Д. базируется на ритмо-интонационной основе, но отличный от элегического дистиха, известного с античных времен:

не выпустит всадников ворота ожесточенного сердца

даром что больше ужей чем брошенных палок

наши руки застыли над реками и потоками

размываются берега но нашей кровью

каждая душа разломана ракушка

эхо гула бывшего выход в небо

смешной жертвенник облущена позолота

египетский степь и лес и юность и старость

зеркальные тела обступили последних пророков

отображение гула бывшего выход в небо (И. Рымарук).

Форма Д. очень древняя, она известна не только античной версификации, но и восточной, к примеру, бейти. В ренессансно-барокко сутки Д. практиковался в украинской поэзии как обязательная грустная стихотворная норма силлабической системы (Касиян Сакович, Софроний Почаський, Иван Величковский, Григорий Сковорода и др.).