Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Прометей - символический образ непокоренного народа (по поэме «Кавказ» Т. Шевченко)

Тарас Шевченко - человек и поэт непростой судьбы. Знал сиротство и батрачество, крепостничество и чужбину, прошел через солдатчину. Однако его свободолюбивый дух всегда был наснажений бунтарськими настроениями, не терпел ни малейшего посягательства на свои права. Это отразилось на поэзии гениального Кобзаря, свободной от пресмыкательства перед любыми авторитетами. Насилие над личностью, насилие над народом воспринималось им как посягательство на самое святое право - право на свободу.
Самой болезненной для Шевченко была мысль об угнетении родного народа, однако поэт далек от национального самоограничения. В его мировоззрении отразились и размышления о мировых проблемах, и постоянный интерес тем, что творится у соседа». Поэтому в поэме «Кавказ» воплотилось возмущение не только колониальной политикой царизма относительно Украины, но и относительно других национальных «окраин».
В начале поэмы предстает величественный образ прикованного к скале титана Прометея, которого каждый день терзает орел. Эта трагическая фигура истязаемого великана определяет звучание всего произведения. Народ, о котором пишет Шевченко, это не только народ «чурека и сакли», порабощенный Российской империей, это обобщенный образ всех народов, попавших под тяжелую руку «старшего брата». Они не желают воспринимать свое национальное угнетение как «благодеяние», а остаются нескореними, как Прометей:
 
Не умирает душа наша,
Не умирает воля.
И несытый не распахивать
На дне моря поле.
 
Свободолюбивые народы Кавказа много лет с оружием в руках отстаивали свое право жить так, как жили деды и прадеды. «Ненагодована и голая» воля дороже, чем жизнь в империи, где «од молдаванина до финна На всех языках все молчит». С сарказмом пишет Шевченко о жадность имперской власти, настоящую стоимость московского «миссионерства». Новая власть вмешивается в жизнь народа, который не требует хитрой чужеземной «науки»:
 
Если бы вы с нами подружились,
Много бы кое-чему научились!
У нас же света как на то -
Одна Сибирь неісходима,
А тюрьмы, а люду!.. Что и ведет!..
...У нас научитесь!.. В нас дери,
Дери та дай,
И прямо в рай,
Хоть и родню всю забери.
 
Автор размышляет над судьбой народа, у которого пытаются отобрать последнее: и свободу, и состояние, добытые нелегким трудом. Эти размышления вновь и вновь возвращают нас к образу Прометея. Мы слышим тот же лязг цепей, видим ту самую произвол и надругательство над стремлением к независимости. И сколько бы не пил несытый двуглавый орел живой горячей крови, народ-Прометей, собрав всю свою мощь и всю свободу, в очередной раз воскресает. И осознание того, что новый день принесет новые страдания, все равно не ослабляет сопротивления.
Но не отчаяние содержат поэту строки. Он вполне определенный народной силы и верит в то, что борьба бесполезная:
 
Борітеся - поборете,
Вам бог помогает!
За вас правда, за вас слава
И воля святая!
 
Шевченко убежден - если все порабощенные народы совместно окажут сопротивление имперского гнета, то в конце «встанет правда, встанет воля...» и засияет солнце свободы для всех.