Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
КАВКАЗ

(Поэма)
 
Кавказские горы «засеяны горем, кровію политые» - долгое время там идет война. Испокон веков там орел (символ российского самодержавия) карает Прометея (символ непокоренного народа), и не в состоянии окончательно преодолеть непокорного титана:
Не умирает душа наша, Не умирает воля. И несытый не распахивать На дне моря поле. Не скует души живой И слова живого. Не понесет славы Бога, Великого Бога.
Лирический герой поэмы обращается к Богу, спрашивая, когда, наконец, «проснется правда», когда палачи народа перестанут издеваться над людьми:
Мы вируем твоій силе
И духу живому.
Встанет правда! встанет воля!
И тебе одному
Помолятся все языки
Вовеки и веки.
А пока текут реки.
Кровавії реки!
Кавказские горы политые кровью, потому что там живет свободолюбивый народ, который оказывает отчаянное сопротивление завоевателям. Поэтому тысячами гибнут царские солдаты, льется кровь. А слезы - удов'ї, девичьи, матерей и отцов! их хватило бы на то, чтобы утопит «всех императоров... с детьми и внуками».
Лирический герой поэмы славит «рыцарей великих» сыновей Кавказа, которые мужественно отстаивают свое право на мирный труд, на жизнь по собственным законам:
Борітеся - поборете, Вам Бог помогает! За вас правда, за вас слава І воля святая!
Поэт противопоставляет свободном Кавказа, где никто не посягает на чужое, крепостническую Россию. В этой стране, что издавна гордится своими христианскими традициями, могут научить только, как обманывать людей, сдирать с них последнюю шкуру, мордовать по тюрьмам и как продавать или проигрывать в карты своих же единоверцев-христиан.
Лирический герой горько упрекает панству:
Вы любите на брату Шкуру, а не душу!
Алчные и богатые молятся розіп'ятому за человечество Христу, строят ему храмы и часовни, кладут перед его образом
Неутомленниє поклоны
За кражу, за войну, за кровь,
Чтобы братскую кровь пролить просят
И потом приносят в дар тебе
Из огня украденный покров!!!
Поэма заканчивается обращением поэта к памяти его погибшего друга Яковаде Бальмена, который сложил голову «не за Украину, а за ее палача». Аліричний герой остается наедине со своими горькими размышлениями о судьбе Украины.
Гнев и возмущение лирического героя произведения вызывает лицемерие проводников захватнической политики царизма, которые пытаются прикрыть свои хищнические намерения ложными утверждениями, якобы они несут просвета темным «диким» народам:
Просветились! да еще и хочем Вторых просветить, Солнце правды показать Слепым, видишь, детям!.. Все покажем! только дайте Себе в руку взять,
Как и тюрьмы муровати, Кандалы ковать.
Всем навчім; только дайте Свои синие горы Остатнії... потому что уже приняли И поле, и море.