Богатство страны и народа имеет много составляющих, но главное - это люди, их творческая душа. Есть легенда о том, как Бог раздавал разным народам судьбы. Всем досталось, все разошлись по домам. И вдруг в углу зала Господь заметил красивую девушку, которая тихо плакала. «Кто ты и чего плачешь?» - спросил Бог. «Я Украина, а плачу потому, что не получила судьбы, потому что опоздала». Пожалел Всевышний бедно одетую, но очень чепурную девушку и дал ей вместо судьбы песню. Вот с тех пор и стала песня судьбой Украины. В песнях она сохранила свою историю, верования, обряды, взгляды на жизнь, в песнях выражала свою тоску и радость.
Тысячи талантливых народных певцов составляли песни, которые передавались от поколения к поколению. История сохранила для нас лишь несколько имен.
Говорят, что в XVII веке жила в Полтаве дочь запорожского казака Чурая Маруся. Не привозил из походов Чурай золота и серебра, добывал для страны и для себя славу, гордился своей дочерью Марусей, песни которого пела вся Украина. Казаки, уходя на войну, подбадривали себя маршем «За мир встали казаки», вспоминая далекую родину, выводили «Веют ветры, веют буйные», девушки предупреждали неверных парней песней «Ой не ходи, Грицю».
Слова и музыку известной песни «ехал казак за Дунай» написал поэт конца XVII века казак Харьковского полка Семен Климовский.
Существуют легенды о том, что Устим Кармалюк создавал песни про свою борьбу с панской неволей, в которых уславлював мужество и преданность собратьев.
Песен тысячи, а имен піснетворців сохранилось очень мало. Первоначально составленные отдельными одаренными людьми, песни, распространяясь, дополнялись, изменялись, совершенствовались исполнителями, шлифовались на протяжении веков становились образцом художественного совершенства. Единственным автором песен становился народ.
Темы украинских народных песен охватывают всю жизнь общества. Хочется рассмотреть некоторые из них.
Большую группу песен составляют семейно-бытовые. Семья для украинцев была святыней, родственные связи береглись, ценились. Песня «Веет ветер на долину» известна всей Украине. Тоскливый мотив песни полностью соответствует содержанию: разошелся по Украине род, разъехались брат и сестра то ли по собственной воле, в поисках лучшей жизни, то забрали сестру враги на чужбину, то вышла она замуж в далекую сторону. Пишет брат письмо сестре и спрашивает: «ты привыкла там жить, где врагов много». Трудно живется сестре, и в ответе-плачи она сравнивает себя с криниченькою между дорогами: «кто идет, а кто едет - водицы напьется, а с меня, несчастной, кто захочет, - смеется». Родные люди - это брат, сестра, отец, мать. Они всегда поймут, пожалеют, помогут, а чужие люди только посмеются с горя оторванной от рода девушки.
История Украины насчитывает много сотен лет. Были времена славы, были времена забвения. И самый героический период - это 250 лет казачества. Запорожская Сечь - первая в истории Европы свободное государство, связи между казаками основывались на полном доверии, дружбе, братстве и взаимопомощи.
Украина всегда была лакомым куском для недружественных соседей, и казачество стало на оборону родной земли. Песню «Разлились крутые бережечки» казаки пели, выступая в поход против Польши.
Речь Посполитая всегда была врагом Украины. Напыщенное польское панство считало нашу землю собственной дедовщиной, а украинский народ - рабочим быдлом. Они издевались над людьми, с веры, украинцев ограничивали в правах. Единственная сила, с которой ляхам пришлось считаться, - это казачество, которое не терпело неволе. Чтобы не полиняла красная китайка, не подурнела козацкая слава, не сокрушалась родная Украина, запорожцы выступали в поход против Варшавы, подбадривая себя казацкой песней.
Большинство украинских песен широкие, медленные, как широки наши просторы. Но наш народ всегда отличался умением пошутить, посмеяться с себя и с других. Песня-насмешка из лени молодого парня «Грицю, Грицю, до роботи» всем известна. Не хочет Гриша молотить, рубить дрова, печь хлеб, работать по хозяйству. На все он находит отговорку: не может работать, потому что «порванные сапоги», «ножки болят», «нездоров», «охрип». Но как только речь заходит о пирушки, Гриша готов сейчас же бежать к девушкам. Конечно же, ни одна девушка не пойдет замуж за такого «гриши».
В шуточной песни «Мышь кныш прокусила» народ смеется с человека, который объясняет свою бедность парадоксальными фактами. Все у ленивого мужа, как не в добрых людей.
Наш народ умел посмеяться, чтобы было с чего. И такая возможность выпадала редко, ведь приходилось украинцам терпеть неволю-кріпаччину.
Издавна польская шляхта забирала у народа все права, а в XVIII веке колонизация Украины царской Россией уничтожила и их остатки. Пришли господа на нашу землю, заставили отбывать барщину шесть дней в неделю. О бедственном бесправие народа рассказывается в песне «Из-за горы ветер веет».
В части украинства всегда была тяга к путешествиям. Свободные от крепостничества казаки и крестьяне ехали на телегах в чужие края за товаром, продавали и свой. Чумацкие валки ехали медленно и такими же медленными были песни, в которых рассказывалось о приключениях чумаков. В песне «Ой ясное солнце высоко восходит» звучит мотив тоски по родному краю, рассказывается о битве с разбойниками, которые напали на обоз, о победе над грабителями.
Рекрутчина - еще одна беда нашего народа. Молодых мужчин забирали до царского войска на долгих двадцать пять лет. Трудно было терпеть ежедневную изнурительную муштру, редко кто возвращался домой. Уходя в солдаты, крестьяне прощались с родными навсегда.
В песне «Вылетали орлы из-за крутой горы» рассказывается о том, как трудно молодым ребятам привыкать к службе, ведь они земледельцы и никогда не учились ружжа вычищать, только сеять и пахать, обрабатывать землю».
После отмены крепостного права большинство населения Украины стало жить еще хуже, чем раньше. Крестьяне обеднели и вынуждены были идти в батраки к богачам или бурлачить - зарабатывать деньги в чужой стороне.
В бурлацкой песни «Ой матушка-зорко» молодая девушка, которую отдали в наймы, жалуется на жизнь. Отец взял за нее задаток, и дочь не может покинуть господина, пока не отработает те деньги. Не варят уже дома на ее судьбу ужин, нет уже для нее там «ни миски, ни ложки».
Трудно перечислить все виды народных песен, ведь в них отражалось все многообразие жизни, воспроизводились события, чувства людей.