Эгалитаризм (фр. egalitarisme, от egalite - равенство) - общая характеристика взглядов политиков, социологов, которые отстаивают уравниловку как принцип организации общественной жизни. В эстетике и литературоведении Е. проявляется как учение о "массовую культуру", доступность произведений искусства широким читательским кругам. Ярким примером Э. может быть так называемая "политика кпсс в области художественной литературы", которая на место эстетических критериев выдвигала позаестетичні, классовые, открывая пространство для імітат-литературы, предназначенной для обслуживания интересов коммунистического режима. К сожалению, некоторые писатели помогали воплощению Е., вполне серьезно заявляя, что между художником и робсількором нет существенного различия. Ситуация Э. в литературе наиболее желательна политикам и идеологам, которые стремятся набросить на нее служебные обязанности или, как писал В.ленин, превратить в "винтик и колесико позалітературної дела. Иногда Э. наблюдается и на основании добрых намерений, к примеру, у народников XIX в., которые пытались всеми средствами помочь обездоленному народу, пробудить его национальное и социальное сознание. Но пренебрежение спецификой таланта, требование от него самопожертвования, отстаивание критерия Правды за счет отодвинутого на второй план критерия Красоты, введение в искусстве органически чуждых ему позитивистских принципов отрицательно сказывались на жанрово-стилевой структуре украинской литературы, чрезвычайно обедненной вследствие неблагоприятных исторических условий, приводили к т.н. "хуторянства", исключала творческую свободу - единственный залог полного раскрытия художественного потенциала как отдельного автора, так и национального писательства в целом. В украинской литературе 20-х годов текущего века Н.э. оказался в доктринах "пролетарской литературы", в привлечениях "ударников" к творчеству. Против этих тенденций направлено памфлеты Хвылевого ("Камо грядеши" и др.). Высмеивая тех, кто из рабочих и крестьян вместо "полезных советских журналистов" делает "никому не нужных віршомазів и других борзописцев", он утверждал, что новое искусство создадут те рабочие и крестьяне, которые "интеллектуально развитыми, талантливыми, гениальными людьми", к тому же "этично чистоплотними".
|
|