Ритм (греч. rhythmos - такт, размерность, согласованность) - закономерное чередование во времени подобных явлений, упорядоченное движение, который в художественной литературе приобретает эстетического значения. Формулировка Г. дал эллинский философ Аристоксен в IV в. до н.э.: "Когда движение, который ощущается нами, распадается на мелкие частицы, это называется ритмом". Однако, кроме равенства таких частиц, в природе существует еще и их соразмерность, что отразилось на специфике версификации, на ее квантитативній и квалітативній системах. Так, Г. может формироваться и за счет долгих и коротких слогов (античное стихосложение), и за счет их количества (силабіка), и за счет принципа наголошеності и ненаголошеності (силабо-тоника), и за счет ударений в стихе (тоническое стихосложение). Всех случаев стихотворный Г. возникает соотнесением стихов как співмірних отрезков, возникает благодаря динамичному их сочетанию. Г. присущ и прозе, как и вообще человеческой речи, связанном с ритмической основой - вдыханием и выдыханием, а затем - с паузами, которые почленовують речевой поток на отдельные единицы (такты), что включает в себя один ударный момент (акцент) и один или несколько неударних. Такт как понятие музыки употребляется по аналогии и в віршознавстві, поскольку стихотворный произведение (в противоположность прозе) ярко подчеркивает ритмоінтонаційні особенности поэтического вещания, близкие к свойствам музыкальных произведений. Недаром сначала поэзия и музыка существовали нераздельно, ибо имели общую ритмическую основу - мелодичность. В поэтическом тексте Г. создает впечатление "плавкості" или , "стремительности" и других признаков экспрессивности, а также широкий диапазон переживаний - от печали к радости, в зависимости от того, каким размером написан текст. В Г. наблюдаются его конкретно-исторические свойства (в новоєвропейській поэзии он отличный от античной или тюркоязычной), имеет черты национального мировосприятия (коломийковий размер в Украине), которые обогащаются и новыми ритмоінтонаційними тенденциями, которые появились в украинской поэзии вместе с появлением силлабического стиха в XVII в. или силабо-тонического в XIX ст., или верлібра в XX в. Для восприятия определенной ритмической традиции необходима соответствующая версифікаційна культура, ведь люди, воспитанные на ямбічних или хореїчних размерах, не всегда легко воспринимают тактовики или верлибры, которые им выдаются ритмизованной прозой. Термин "Г." означает фактическое расположение ударных и безударных слогов в конкретном віршовому размере силабо-тонической системы, динамику акцентної ритмоінтонації в тонической системе и верлібрі.
|
|