Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Украинская историческая песня



Наша дума, наша песня не умрет, не погибнет...
Т. Шевченко

Источники свидетельствуют, что еще во времена Киевской Руси существовали народные певцы, которые исполняли произведения на исторические темы, а позже их прямые наследники - кобзари. Николай Васильевич Гоголь считал их за охранников боевой славы Украины.
Шли годы, столетия, а украинская историческая песня жила, развивалась, передавалась из поколения в поколение. Почему же не умирают народные исторические песни? А бессмертные они потому, что в них живет сам народ, его мудрость, его родниковая совесть. В народных песнях сияет мудрость и бесстрашие, доблесть, рыцарские подвиги защитников Отечества - украинских казаков, которые, не жалея своей жизни, отстаивали свободу и независимость нашего народа, Родины.
Украинские народные исторические песни - могущественное духовное источник нашего народа. В народной песни живет образ нашей славной Украины, ее героическая и одновременно трагическая история.
Героями исторических песен есть выдающиеся деятели народа, а также рядовые казаки и крестьяне, которые по меткому выражению М. Стельмаха, саблей, копьем и сердцем защищали родную землю.
Слушаешь историческую песню - и в воображении предстают славные герои, казацкие полки, которые идут защищать Украину от всех врагов свободы. "Попереду Дорошенко...", а там дальше - Богдан Хмельницкий и Иван Богун, Кривонос и Сагайдачный, Морозенко и Нечай - славные сыны Украины. Тематика украинских исторических песен разнообразна: турецкая неволя, рыцарская смерть казака, освобождение из неволи и счастливое возвращение к родному краю, освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого.
Особенно много исторических народных песен посвящено событиям освободительной войны украинского народа 1648-1654 годов. Кобзари по всей Украине воспевали Богдана Хмельницкого, его сподвижников Ивана Богуна, полковника Морозенко и других народных героев. Вот названия лишь некоторых песен, относящихся к циклу о освободительную войну: "Или не тот то Хмель", "Иван Богун", "Ой Морозе, Морозенку", "Не удивляйтесь, добрые люди" и другие.
Борьба украинского народа против польской шляхты достигла особого накала в конце XVI - первой половине XVII века. Польская шляхта огнем и мечом стремилась поработить свободолюбивый украинский народ. Представление о неописуемо тяжелое положение Украины накануне освободительной войны 1648-1654 годов дает народная песня "Разлились крутые бережечки":

Гей, у лузі червона калина,
Эй, эй, наклонилась;
Чего-то наша славная Украина,
Эй, эй, расстроилась.

Образ склоненной калины в песне перерастает в символ Украины. Но завершается песня бодрым настроением, надеждой на освобождение матери-Родины с неволе.

А мы тую красную калину,
Эй, эй, да поднимем.
А мы же свою славную Украину,
Эй, эй, да развеселим.

И действительно, встанет славная Украина, потому что есть в ней такие дети, как Богдан Хмельницкий. В исторической песни "Или не тот то хмель" воспевается первая победа Хмельницкого над польско-шляхетским войском 1648 года в урочище Желтые Воды. Богдан Хмельницкий не только мужественный воин, пылкий патриот Родины, но и мудрый и дальновидный политик. В трудные времена на помощь восставшему украинскому народу гетман пригласил хоть и ненадежного, но крайне необходимого тогда союзника - крымскую орду.

А я ляхов не боюсь
Понятия не имею -
За собой великую
Мощь я знаю.
Еще и орду татарскую
За собой веду, -
А все тото, вражьи ляхи,
На вашу беду.

Одним из ближайших сподвижников Богдана Хмельницкого был Максим Кривонос, который со своим Черкасским полком одержал ряд блестящих побед над шляхтой на Подолье. Этому герою посвящено песню "Не удивляйтесь, добрые люди". Богатырская сила Кривоноса, который в песне называется Перебийносом, раскрывается в широких батальных картинах.

А Перебийнис водит немало -
Семьсот казаков с собой,
Рубит мечом головы с плеч,
А остальных топит водой.

Этот бравый казак "ляцькую славу загнал под лавку", положил конец господству шляхты, попивала "на той Украине меды и вина ситнії".
Патриотизм и мужество Брацлавского полковника Даниила Нечая, его битву и героическую смерть под местечком Красным воспевает известная песня "Ой, из-за горы высокой".

Ой, не успел казак Нечай
На конька спасти,
Взял ляхами, как снопами,
По два ряда класть.
Ой, бросился казак Нечай
От дома к дому -
И вложил же ляхов тысяч
С лошадей, как солому.

Бедный козак - один из самых любимых исторических персонажей песен. Именно он был в народных глазах олицетворением лучшего, что было в казачестве: храбрости, честности, преданности Родине.
И за нее, неньку-Украину, отдал свою жизнь и герой песни "Ой Морозе, Морозенку", которого зверски убили татары.

...они его не стреляли,
и на частые не рубили,
только с его, молодого,
живьем сердце вырывали.
Поставили Морозенко
на Саур-могилу.
Смотри теперь, Морозенко,
И на свою Украину.

Восхищаемся мы и славным подвигом казака с исторической "Песни про Байду". Это одна из любимых песен нашего народа. Записано около двадцати вариантов этой песни. В ней народ прославил, очевидно, Дмитрия Вишневецкого, князя, которого на Сечи прозвали Байдой. Он имел собственное войско - отряд казаков, во главе которого он стоял в борьбе против турецко-татарских нападавших. Попав в плен к туркам, он не изменил Родине, выдержал страшные пытки и принял мученическую смерть, потому что турецкий царь приказал его "на крюк ребром зацепит".

Ой висит Байда и не день, не два,
не одну ночку и не годиночку.

Но даже и в таком состоянии славный рыцарь не потерял мужества, остался верен родной Украине и даже сумел отомстить своему врагу - турецкому царю.

Ой как выстрелил - царя попал,
Его дочь - в головушку. В
то же тебе, царю,
За Байдину казнь.

Большую популярность снискали и песни про народного мстителя Устима Кар-малыша, который двадцать три года боролся против господ-крепостников. Из многочисленных народных песен о Кармалюка наиболее распространенная - "Песня о Устима Кармалюка" ("За Сибирью солнце всходит..."), которая записана в двадцати вариантах. В ней народ воспевает Кармалюка как народного заступника.

Зовут меня разбойником,
Что людей убиваю, -
Я богатых убиваю -
Бедных награждаю.
Из богатого хоть я возьму,
Убогом даю,
А так деньги разделив,
Греха я не имею.

Немало народных исторических песен сложено и во время гражданской войны. В частях регулярной армии и в партизанских отрядах возникали песни о борьбу за создание Украинской Народной Республики. Например, песня "Давайте объединяться, братья-украинцы".

Давайте объединяться, братья-украинцы,
Не время на раздоры, не время,
Потому что нам еще Пасха наступит,
И судьба улыбнется нам.

В этой песне народ выражает надежду на то, что Украина наконец станет свободной и независимой государством "без дворянства, без рабства, насилия и измен..."
Украинские народные исторические песни, которые возникли в разные времена, составляют вместе поэтическую историю народа. Подвиги отважных героев, изображенные в песнях, воспитывают в нас мужество, смелость, стойкость в борьбе, стремление быть достойными подвигов славных сынов Украины.