Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ
Гуманистический пафос лирики М. Рыльского последних лет

Потому что это был путь не в трумну, а в жизни,

В вечность украинской колыбели.

Тяжелый, как боль, но без возврата -

То был рожден поэт Страны.

Л. Забашта

Он Украины имел волшебную красоту,

Носил ее имя гордолиць.

Он вырос от земляники до зірниць.

Большой гранослов своего народа.

Д. Павлычко



«Третье цветение» М. Рыльского - явление, уникальное в нашей литературе, - объединяет четыре сборника поэта «Голосеевская осень», «Стая веселиків», '«В тени жаворонка», «Зимние., записи».

Для лирики писателя последних лет характерна простота, ясность, философская углубленность. Не только красота природы (сборник «Розы и виноград»), но и красота души человеческой волновала художника. Человек, пишет М. Рыльский, без ощущения поэзии, искусства не может быть по-настоящему счастливой. Какой же должна быть поэзия, способна взволновать современника? В сборнике «В тени жаворонка» в стихотворении «Поэтическое искусство» автор дает ответ на этот вопрос:

Лишь дойдя склона возраста,

Поэзию я понял.

Как простоту такую большую,

Такое единение точных слов.

Когда ни тщетной позолоте,

Ни всяким тонким викрутам

Нет места, как підлоті,

В сердце чистом и палкім.

Довольно популярной в украинской литературе где-то с 60-х годов стала проблема человек и наука. Рыльского, как поэта-философа, эта проблема тоже интересовала. Он часто задумывался над тем, нужны ли научные открытия высшего сорта, какую роль в эпоху НТР должна сыграть поэзия. Поэт, как и наши родители, был свидетелем выхода в космос первого человека - Гагарина Юрия Алексеевича. После этого события стало существенно меняться мироощущение, світомислення. Именно в это время началась дискуссия лириков и физиков. Рыльский, участник дискуссии, на вопрос, требуется искусство эпоху космических открытий, сказал:

А я добавлю: любить можно

Поэзию в сутки ракет.

Ибо странная вещь: человек каждая

В какой-то мере поэт.

(«Стихотворение в альбом»)

Рыльского смущало то, что некоторые поэзию, искусство отдал на откуп технократическим, а то и прагматичным, потребительским тенденциям, а он, как поэт-гуманист, боролся за то искусство, которое способствовало гармоничному развитию личности. В стихотворении «Диалог» поэт напишет:

Как же так убого вы живете,

Что же так обветшали вы, скажите,

Что в дни космической ракеты

Соловья не в силах понять?

Внутренний мир человека во всей его красе воспет автором в «Голосеевской осени». По мнению поэта, определяющей чертой интеллектуального человека должна быть духовность. Поэзия сборки, как говорят литературные критики, повернулась в сторону внутреннего мира, духовной жизни человека и способствовала развитию этого жанра, его тем, жанров и мотивов.

Традиционная тема тяжелого бремени прожитых лет и превращение его в хвалу жизни также имеет место в сборнике. В стихотворении «Как забыть» поэт писал:

Жаль за прошлым, вещь известная,

Да и настоящее когда-нибудь пройдет...

Но пусть побьет тех оскомина,

Кто весну зимой проклене.

Последний сборник поэта «Зимние записи» (1964). Она поражает читателя необыкновенной силой выраженных в ней мыслей и чувств. Как отметила литературная критика, читая стихи этого сборника, читатель сразу погружается в мир поэта - «чистый,тихий», светло-хрустальный.

В стихах сборника - исповедь о том, чем жила, болела и радовалась его мятежная и беспокойная душа на склоне лет. И не горечью проникнуты поэту строки. Его сердце охватывает радость от того, что жизнь прожита не нарочно, что жизнь прожита с людьми.

В стихотворении «Пахнет снегом, сеном, конским потом» художник смущен тем, что, к сожалению, современный человек начинает терять связь с природой, и предостерегает:

Поймите, люди, единственную вещь -

Что врать не умеет мой язык ...

Внук мой любит запах бензина,

Ну, а я и до сих пор еще не привык.

В лирике последних лет, в частности в последней сборке «Зимние записки» М. Рыльский как настоящий поэт-гражданин, позорит носителей тех пороков, которые имели

место в жизни:

Братопродавці с белыми руками

И с черными сердцами - вот они,

Что вслали анонимными письмами

Дорогу в карьеру и в чины!

Заключительное стихотворение сборника «Следы маленьких ног на сыром снегу» - это мгновенные впечатления от увиденных на снегу следов ножек маленького ребенка. Они навевают воспоминания. Особенно это остро чувствует пожилой человек. И эти маленькие следы детских ножек в художественном ощущении автора стали основой для утверждения вечности ржи

М. Т. Рыльский - поэт с большой буквы. Свое литературы кредо он выразил в стихотворении «Что я ненавижу и что я люблю»:

Вещи простые и чистые люблю я:

Сердце для друзей открыт.

Ум, внимательный к другим.

Труд, мир веселит,

Пожатие руки мозолястої,

Синие рассветы над водами,

Мужество и верность.

Народ и народы-Я люблю!