Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Бездуховность и эгоизм как доминанта семейной трагедии в повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»

3 большим мастерством показал И. С. Нечуй-Левицкий жизни в деревне после реформы 1861 года, уличив причины недоразумений и ссор в семье Омелька Кайдаша.

Отец был добрым стельмахом и прожил долгую и тяжкую трудовую жизнь. Своим собственным трудом он стянулось на хозяйство, построил просторную хату, которая утонула в старом садике, вырастил с женой двух сыновей. Они живут не бедно, у них не случилось никакого несчастья, они все здоровы. Почему же они не живут мирно? Почему возникают ссоры в одной семье, а потом баталии идут между семьями?

Давайте проследим, как это постепенно развивается, кто же больше виноват - старшее поколение или младшее.

Глава семьи - Омелько Кайдаш. Этот великий труженик на всю жизнь остался затурканим, суеверным. Он говорил, что «когда в святую пятницу поститься, то не утонешь». С этого предрассудка смеются даже сыновья Кайдаша. Отец постепенно теряет авторитет у сыновей, и одной из причин было то, что Кай-даш - пьяница. Но какое большое горе было у него?

Взрослые сыновья не уважали отца, он не был для них авторитетом. В деревне испокон веков слово отца было законом, но не в Кайдашей.

Сам Кайдаш набожный, но это не мешает употреблять грубые слова, даже матерные. Вернувшись из кабака, он говорит жене: «Врешь! Я не пропил денег! Вот тут деньги, и тебе не дам. Кукиш возьмешь, а не деньги!»

Дорога в деревню шла круг Кайдашевого огорода. Она спускалась с крутого холмика, где часто переворачивались телеги, ломались оси, однако никто не брался починить дорогу. «Та мне каторжная гора, разнесла не одного воза!» - жаловался Кайдаш куму. А тот в ответ советует заставить сыновей, чтобы раскопали путь, Емеля приказывает сыновьям вскопать горб, но они его не послушали. Да и Кайдаш размышляет: «Как те люди ездили с такой горы и не раскопали и одколи Семигори стоят». Ждут, чтобы кто-то это сделал. Карп говорит: «Как кто-то копирсне, то и я копирсну сколько там раз». Эгоизм и бездуховность здесь рядом идут. Борьба за собственность притупила родственные чувства. В гневе Карп презирает родителей. Так во время одного спора, хватая отца за грудь, кричит: «Не лезь, потому задушу, иродова душа!» Он презирает мать: «Карп затрусив матерью так, что легкий хлев весь затрясся. Баба голосила, випручалась и убежал со двора. Карп погнался за ней с палкой». Когда она попала в пруд, то он в воду не полез. «Не так жаль мне матери, как сапог!» - крикнул он на берегу.

Добрый и ласковый Лаврин, женившись и стремясь к собственному благополучию, стал грубым в обращении с отцом. Старший брат для него в этом был образцом: «Разве Карп вас спрашивается, как едет на поле? А чем же я хуже Карпа?» Он будто уже ждет смерть отца: «Ваша доля - моя доля; вы сегодня хозяин, а я завтра». И это тот сын, о котором мать говорила: «Моего Лаврина, хоть в пазуху спрячь». Со времени женитьбы сыновей для старого Кайдаша наступило еще тяжелее жизнь. Он теряет родительскую власть над сыновьями, они пытаются захватить все хозяйство и по-своему хозяйничать. А Карп потом даже поднимает руку на отца.

Презирали сыновья и мать. Хотя она их очень любила, гордилась ими, но была очень сварливая и деспотичная. Невесток она не воспринимала как дочерей, жен, любимых своих сыновей. «Она долго терлась круг господ и набралась от них немного панства». Влияние господ сделал воспитал у Маруси Кайдашихи пренебрежение к людям. Для нее невестка осталась «чужой костью». Автор употребляет меткое сравнение: «Она стояла над душой у Мотри, словно есаула на барщине, а сама не бралась и за холодную воду». Только неделю называла «дитя мое», «мое сердце», «моя доченька». Позже оскорбляла ее всякими бранными словами.

Перед соседями может опозорить Мотрю, преувеличивая ее вины или просто придумывая что-то от себя. А Мелашку с самого начала не любила, потому что ее родители были бедными. Она была заводилой всех ссор в семье, всей потасовки. Мотря долгое время молчала свекрови. И только тогда, когда почувствовала себя наймичкой начала защищать свое человеческое достоинство, чтобы «не заела свекровь, лютая змея, возраст молоденький'. Она становится сварливой и жестоким человеком, в спорах со свекровью не останавливается ни перед чем.

Враждующие с невестками, Кайдашиха каждый раз попадает одновременно и смешное, и трагическое положение. Ссоры вошли в ее повседневную жизнь. Вот такой пример мать подавала своим сыновьям и невесткам. Никогда не задумывалась, как ее поведение влияет на порядок в семье. Мы в ней не видим никакой любви к внукам. Оскорбляя Матрену, она кричит и оскорбляет ее детей, своих внуков: «Твои дети такие злюки, как и ты. Наплодила волчат, то не пускай их к моей бочки». А разве дети виноваты, что взрослые не воспитанные? Где же любовь бабушки к внукам? А в народе говорят, что внуки дороже детей. Читателям не жалко Кайдашихи, они ей не сочувствуют, когда Мотря выбила ей глаз, ибо ссора, что довела ее до увечья, была начата Кайдашихою.

На примере Кайдашихи показано, как морально ветшает человек в условиях беспросветной тьмы и вражды. В таких условиях не может расцвести семейное счастье. Мелашка долго не встрявала в различные семейные конфликты. И постепенно она втягивается в ссоры и драки. Вместе со всеми она воюет за петуха, лошадь, поросенок, а в итоге и за грушу и в этих спорах уже не уступает Кайдашами.

В правдивом изображении типичных картин жизни крестьян и заключается познавательное и художественное значение повести «Кайдашева семья».