Эпистолярное критика - анализ и оценка произведений литературы с точки зрения современности, приведенные в письмах. Эпистолярные жанры с вкраплением литературно-критических размышлений и оценок имеют немалые традиции - еще со времен античности. В отдельные периоды истории национальных литератур они достигали значительного развития, становясь одним из ведущих разновидностей литературной критики в целом. Это и знаменитые письма Я.Грімма к Арнима, Дж.Байрона к Меррея, богатейший на эстетические открытия эпистолярий Дж.Кітса. Анализируя Э.к., следует дифференцировать письма как жанр литературной критики и частные письма с помещенной в них литературной критикой. К первой группе относятся: литературно-критическая студия мадам де Сталь "Письма о произведениях и характер Же.-Ж.Руссо"; программная работа Дж.Берше "Напівсерйозний письмо к сыну"; "Писулька" П.Гулака-Артемовского до редактора "Украинского вестника"; "Суплика к господину іздателя" и письмо к редактору "Русского вестника" Квитки-Основьяненко; открытые письма м. максимовича к Квитки-Основьяненко и др. Ко второй группе относятся писательские письма, в которых зафиксирована творческая история известных и малозаметных произведений литературы; содержатся оценки произведений художественной литературы; отражены отношения писателей между собой, с редакторами, издателями и др Расчлененность украинских земель между двумя империями, безгосударственный статус нации, запрет украинского языка не способствовали нормальному функционированию литературной критики. "Не имеем даже родной прессы, которая бы не давала национальном языке миршавіти под наплывом чужой и освіжала бы духа народного среди нашего безбашенность", - писал в 1882 п. кулиш в "Зазивному письме украинской интеллигенции". И в этой ситуации первостепенное значение приобрело писательское переписки. Форма литературно-критических оценок, имеющихся в писательских письмах, разнообразная. В епістоляріях И.франко, М.коцюбинского, Леси Украинки, Ольги Кобылянской и других писателей имеются такие группы писем: письма, в которых писатели непосредственно выражают свое понимание произведения или отношение к автору; письма, через которые писатели пересказывают авторам определенных произведений мнению собственную или чужую (но, как правило, авторитетную); письма, получателями которых делятся впечатлениями от прочитанного или услышанного. Своеобразной формой проявления оценки был фиксированный интерес к творчеству определенного автора и просьба переслать его произведения, письма с критикой чужих произведений и письма с автокритикою.
|
|