Выдающийся украинский прозаик на грани двух веков М. М. Коцюбинский
обновил украинскую художественную прозу и темами, жанрами и художественными средствами.
Изображая жизнь украинского народа в различных проявлениях, представляя свою эпоху и
свое поколение в характерных измерениях, писатель верил, что «стены темноты»
развалятся, и на мире воцарятся правда и красота. Таким глубинным смыслом
наполненные вершинные образцы прозы писателя: «Дорогой ценой», «Тени забытых
предков», «Fata morgana», новеллы «Intermezzo», «Цвет яблони».
Михаил Коцюбинский тонко чувствовал природу, изучал краски и цвета, потому
считал, что знание природы, ее краски «должны приходить на помощь
слову».
В повести «Fata morgana» печальная картина дождливой осени похожа на такой же
невеселое настроение Маланки и Андрея, всех гастарбайтеров, что «идут и идут, черные,
покосившиеся, мокрые, несчастные, словно калеки-журавли, что отбились от своего ключа,
словно осенний дождь».
В повести «Дорогой ценой» преобладают черный и красный цвета, а
природа выступает как действующая сила, которая участвует в развитии сюжета. Пожар в
плавнях казалась Соломии то красными горами, то зверем-великаном, то огненным
морем. Она понимает свое бессилие перед стихией.
Большую роль играет пейзаж в известной повести «Тени забытых предков».
Одухотворенный лес, горы, Карпаты - все это создает сказочный мир, на фоне которого и
в котором разворачиваются события произведения. Чистой, естественной красотой овеяно любви Ивана
и Марички, от сил стихии погибает Маричка, навсегда покидает этот мир, уходит в сказку
Иван...
Но особое место занимают картины природы в новелле «Imtermezzo». Пейзаж в произведении отражает не только красоту
природы, но и сложный внутренний мир героя, изменение его настроений, мыслей,
чувств. Пейзаж здесь - это своеобразная лирическая исповедь, исключительной красоты пейзажная
лирика, в которой, как сказал И. Франко, «как можно больше живой крови и нервов» самого
автора, и природа в новелле не статическая, а динамическая - вся в движении и переменах
настроения.
Пейзаж в Коцюбинского выигрывает особыми красками. Это прежде всего пейзаж
психологізований - тот, который подсвечивает чувства и переживания: картина природы -
это состояние души. И одновременно это пейзаж цветной, музыкальный, в котором красота души и
красота природы составляют одно целое, взаємодоповнюючи и взаємопоглиблюючи одно
одного. Цветные и музыкальные образы, лирические тона и полутона синтезируются в
творчества писателя в удивительные «перла красоты», что является украшением всей украинской
прозы. Произведения Коцюбинского, как несравненного мастера слова, который вывел украинскую
прозу в ряд мировых шедевров, дают нам большую не только психологическую, но и
эстетическое наслаждение.