Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Какую роль в становлении новой украинской литературы сыграла фигура. Максимовича и его сборник «Малороссийские песни»?

Михаил Максимович еще при жизни снискал славу на научной ниве. Наиболее точно и самое лаконичное о деятельности Максимовича высказался М. Драгоманов, отмечая, в частности, что он «был для Киевской Руси (т.е. Украины - С. 3.) целой научной историко-философской учреждением». А найг'рунтовніше исследования о украиноведческие интересы М. Максимовича оставил М. Грушевский, назвав ученого патриархом научного украиноведения, корифеем украинского национального движения, интеллигентом-патриотом. Во времена официального непризнания и запрета украинского национального жизни, науки, культуры Г. Максимович с достоинством защищал тысячелетнюю историю украинского народа и его слово от унижений и посягательств, прилагая огромные усилия, чтобы, по сути, самостоятельно, начиная с конца 20-х pp. XIX ст., заложить основы украинской фольклористики, истории, этнографии, литературоведения. Именно поэтому первым посвящением в многотомной истории украинской литературы Г. Грушевского была посвящение М. Максимовичу.

Многогранну деятельность ученого питала любовь к родному краю. Окончив естественный факультет Московского университета и защитив 1827 году магистерскую диссертацию «О системах растительного царства», Максимович почти одновременно выдает в Москве сборник «Малороссийские песни».

Песни родной земли заговорили в его душе голосом матери, которая в одном из писем предсказала сыну: «Счастье свое найдешь не в столице, но на своей родине». И когда в Киеве в 1834 году открылся университет, Г. Максимович стал его ректором, одновременно работая на кафедре словесности. С тех пор и до конца жизни ученый жил в Украине, трудился на славу и во имя своего народа.

М. Максимович известен прежде всего как автор сборников украинских песен, первой из которых и были «Малороссийские песни» (1827 г.). На время появления этого сборника уже увидели свет думы в записях князя Церетелєва (1819 г.); украинские песни вводились до текстов драматических произведений так называемой русской комической оперы и пьесы И. Котляревского «Наталка Полтавка». У российских авторов украинская песня подавалась, как правило, не в народном ii варианте, с чем не согласился И. Котляревский, заявляя: "Вот то только нечепурно, что москаль взялся по-нашем и о нас писать, не видя сроду ни края и .не зная обычаев и поверий нашего». Не воспринимая бесцеремонного вмешательства в текст песни, И. Котляревский подает свой вариант «малороссийской оперы», где народная песня и песни, созданные по народным образцу, является основой произведения.

Сборник М. Максимовича «Малороссийские песни» произвело сенсационное впечатление. Это была чрезвычайно богата как на то время (127 песен) первый сборник народных песен в лучших своих образцах и самых разнообразных жанрах. Автору очень зависело на том, чтобы отобрать тексты, совершенные по поэтической красотой и глубиной содержания, или же те, которые раскрывали духовный мир украинцев, способ их чувств и мышления, особенности быта, нравов, обычаев, этических норм. Итак, в отобранных ученым песнях заговорила история народа воскресла его поэтическая и в то же время мужественная, волевая душа, заинтересовывая собой каждого непредвзятого читателя. И это в то время, когда в литературе господствующим было бурлескно-травестійне изображения представителей народа, а ведущими жанрами - бурлескно-травестийная поэма и байка. За исключением разве что И. Котляревского, украинская литература в первые десятилетия XIX в. еще не удосужилась на полноценную (в смысле глубины и богатства содержания и соответствующей ему формы) отражение в слове народной жизни. Сборка же Максимовича по тематическим богатством и многогранністю настроений была своеобразной песенной энциклопедией народа и одновременно ярким образцом жанровой и выразительного разнообразия украинской словесности.

М. Максимович был убежден в том, что «едва ли какая страна может назваться столь песенною, как Малороссия: там каждое время года, каждое занятие, к сельскому быту и жизни семейственной относящееся, сопровождается особенными песнями». Эти строки из предисловия к сборнику иллюстрировал соответствующий песенный материал. Сборник составляли думы, исторические песни, гайдамак, бытовые, обрядовые; по характеру настроения, основной тональностью звучания - песни шуточные, юмористические, грустно-меланхолические, лирические; за авторством и основным исполнителем - женские, мужские, холостяцкие, млечные. В сборник вошли также песни литературного происхождения («Веют ветры», «За Немань иду», «Где ты бродишь, моя доле»), поскольку они бытовали в народе и были трактованы им как свои. Итак, помимо популяризации народнопесенных текстов, М. Максимович популяризирует и литературные произведения. Котляревского, С. Писаревского, П. Гулака-Артемовского (в «Малороссийских песнях» была напечатана его баллада «Твардовский»).

Богатством содержания и красотой формы сборник М. Максимовича убедительно доказывала необходимость отхода от искусственных литературных канонов, использованных образцов и перехода к истинного, животворящего источника творчества - народнопоетичного. Уже самим содержанием «Малороссийских песен» М. Максимович вживлював в сознание общества мысль, что украинская народность в целом и словесная частности заслуживает особого внимания, а потому ее следует сохранять, исследовать и культивировать в литературном творчестве. Сборник стимулировала фольклористическая движение, а он, в свою очередь, прокладывал дорогу национальной литературе - демократической по содержанию и по художественной форме.

Украинские писатели первой половины XIX в. записали немало народных песен, преданий, легенд, поверий, а Харьковский университет организовывал для своих студентов специальные фольклорно-этнографические экспедиции. Вне связи с фольклором украинская литература того времени немыслима: из него она черпала сюжеты, образы, художественные средства, на его языковой основе представала украинский литературный язык.

Особого внимания заслуживает авторское предисловие к сборнику, что имела название «О малороссийских народных песнях». Это, по сути, первая теоретическая работа о украинскую словесность, об источниках и путях развития художественной литературы. Содержание сборника подвергается в ней научному анализу и обоснованию. Ученый расценивает народные песни как неоценимый материал для литературы, учитывая их самобытность, мастерство изложения темы, точность словоупотребления.

Среди славянских народных песен украинским песням М. Максимович отводит первое место по их внутреннее достоинство. Он объясняет это в частности тем, что лучшие песни создаются во времена скорби, в драматические моменты жизни народа, на которые украинская история чрезвычайно богата. Поэтому украинская песня «драматический изложение предмета», и этим своим драматизмом она прежде всего захватывает читателя и слушателя. Отстаивая оригинальность ее содержания и языка, М. Максимович подчеркивает различия между украинским и русским языками (и на уровне лексики, и на уровне фонетики), что в то время требовало от ученого особого мужества и гражданской смелости. Он комментирует введенный им в сборнике правописний принцип, который, по его мнению, отражает фонетические особенности украинского языка, ее неповторимую мелодику. Родное слово М. Максимович в целом расценивает как первоэлементы народа и его культуры.

Понятно, что впечатление от сборника было необычайное. Она захватывала смелостью постановки проблем, новизной материала и научной взвешенностью комментирования. Сама же предисловие к сборнику для современников М. Максимовича звучало как манифест, как декларация значительных потенциальных возможностей украинской словесности и в то же время как заявление о ее дальнейшее полноценное развитие. Песнями из сборника зачитывались М. Гоголь, Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Костомаров. П. Кулиш изучил сборник наизусть, а М. Костомаров подчеркивал, что своим «приходом» в украинскую литературу он обязан «Малороссийским песням» Г. Максимовича. М. Гоголь перенес с народнопісенної сокровищницу украинского народа в свои произведения ее темы, лиризм мировосприятие, фантазию и образность, а иногда и целые песенные фрагменты. На этой основе он создал такой тип повести, с которым, по мнению В. Белинского, ничего сравнить ни в европейской, ни в русской литературе, потому что это совершенно новый, не известный до того художественный мир. Под непосредственным впечатлением от сборника М. Максимовича критик написал и свою знаменитую статью «О малороссийских песнях».

Как видим, сборник «Малороссийские песни» М. Максимовича сыграла неоценимую роль в становлении и украинской фольклористики и литературы, способствуя демократизации ее содержания, выработке художественных средств для отображения героя из народа как центрального образа новой украинской литературы.