Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Трагедия родного края в драме Леси Украинки "Боярыня"

 

И все-таки к тебе мысль несется,

Мой загублен, несчастный края,

Как я тебя вспомню,

В груди сердце с тоски-сожаления погибает.

 

По моему мнению, мало кто так горячо любил свой народ, свой родной край, как любила его Леся Украинка. Недаром и своим псевдонимом она взяла имя народа, назвалась его дочерью. Во многих ее стихах звучит боль сердца за родной растерзанный край.

И особенно я почувствовала трагедию великой патриотки в драме "Боярыня". В ней писательница обращается к самым трагическим страницам истории Украины - эпохи Руины. Она по-своему оценивает Переяславскую Раду, показывает, как Москва нарушает соглашение, заключенное Бы. Хмельницким и русским царем в 1654 г.

Почему же Леся Украинка обратилась к событиям XVII века? Я думаю, что она считала "большой руиной" и время, когда сама жила: перечеркивалось история Украины, зневажалась культура (а речь даже запрещалась), підкуповувалась украинская интеллигенция...

Чтобы разбудить своих земляков, возродить их национальную память, писательница и пишет эту драму.

Действующие лица в ней, кроме гетманов, не исторические. Нарушая актуален вопрос о национальной пассивность - предательство, Леся Украинка показывает в произведении разные характеры украинцев, их взгляды и поведение в это сложное время.

С первых страниц драмы я почувствовала симпатии и антипатии поэтессы. Семья украинского казака Алексея Перебійного болеет за судьбу родного края, что попал в зависимость от Москвы. Принимая у себя сына покойного товарища-казака (сейчас московского боярина Степана), старый Перебойный не разделяет взглядов гостя. В диалоге боярина Степана и Ивана, сына Алексея Перебійного, писательница показывает разное отношение их к Переяславского соглашения:

 

- На Переяславской раде мой отец,

подав слово за Москву,

сдержал слово верное. - Было кому держать!

Бес их соблазнил давать слово.

 

Иван считает позорным служить русскому царю, а действия отца Степана оценивает как предательство, ибо так было "все равно, чьи лизать пятки, лядские, московские".

В свое время молодой Степан "был в Киеве в науке при Академии", после смерти отца, как он говорит, поехал "к матери на помощь" в Москву и там прижился... Вот поэтому взгляды Ивана и Степана сейчас совершенно противоположные. Иван считает, что за свой край настоящий патриот должен быть готов на все, даже на кровопролитие. Степан, вспоминая новеллу о братьях Каине и Авеле, заявляет:

 

А как же могу я на Украине

поднять оружие так,

чтобы не діткнути

никогда ею брата?

 

Поэтесса подчеркивает: именно в том и трагедия Украины, что ее сыновья не могут прийти к согласию, совместить свои действия. Поэтому и льются реки крови родных братьев, которые выступают за разных гетманов.

Протестуя против братоубийства, что является позором украинского народа, поэтому Оксана и полюбила Степана:

 

Эта рука

от крови чистая...

А я сразу привернулась

к тебе сердцем за твою кротость.

 

Женившись, Оксана с мужем идет на чужбину, а сердце ее разрывается с тоски по родному краю. И вот Оксана в Москве. Она боярыня, но не чурается своих привычек,

одежды, языка.

Леся Украинка сопоставляет уже не героев, а два мира - украинский и російський. ее героиня, молодая боярыня, сразу замечает разное положение женщины: на Украине она свободна, в России - нет. Оксана, училась в братской школе, не может привыкнуть, что в Москве жену имеют за холопку, что "здесь нет обычая с мужчинами пробовать при беседе". ,

 

Разве я здесь не как татарка

сижу в неволе? ...

Везде сваи, капчуки...

холопов продают,

 

- укоряет она мужу.

Возмущает Оксану рабское угодничество, двуличность, лесть, доносы, шпионаж.

Тяжело переживает молодая боярыня судьбу родного народа, когда начинается "братоубийственная война, что Дорошенко снял на Украине", взяв в союзники татар. Писательница подчеркивает трагедию украинского народа, который всегда терпел бедствие от своих союзников - соседей.

Оксана рвется на Украину, тоскует по ней. Она умоляет Степана послужить родному краю, пользуясь близостью к царю. И пугливый Степан боится, дрожа за свое место, за свое физическое выживание. Он даже Оксане запрещает поддерживать связь с братчицею-товарищем, со своим родным братом. Пугая ее "дыбой", Степан доказывает, что он здесь служит своей Родине:

 

Вот именно

Я имею к царю супліку нести,

что люди с Украины привезли.

 

И Оксана не верит ему. От разлуки с родным краем, от разочарования в любви и себе, от своего бездействия в серьезный для Родины время молодая боярыня угасает.

 

Я погибаю, в'яну.

Жить так не могу!

 

Чувствуя близкую смерть и вину перед Родиной, патриотка Оксана упрекает Степану, который только теперь, когда все втихомирилось на Украине, хочет ехать туда. Она в отчаянии бросает Степану:

 

...Сламалась воля.

Украина легла Москве под ноги,

Это мир по-твоему - эта руина?

 

Словам Оксаны Леся Украинка утверждает, что только в активной деятельности, в борьбе за свободу и независимость Отечества, в служении своему народу и есть истинное счастье человека-гражданина. Леся Украинка, большая патриотка Украины, в образе Степана осудил нерешительность, пугливость, пассивность - предательство тех украинцев, кто не воспитал в себе борца. Болея за будущее Родины, писательница указывает на ошибки прошлого - разобщенность украинцев.

Поэма "Боярыня" актуальна и в наше время. Она учит нас активно действовать, а не пассивно созерцать, учит бороться и побеждать. В этом и есть смысл жизни.