Народные песни, думы и баллады отражали события в основном героического характера, преподносили идею патриотизма, обороны родной земли. В них воспеты ратные подвиги, народная освободительная борьба против чужеземных захватчиков. В этих произведениях возвышаются герои из народа, защищающие независимость отечества, их мужество и смелость, храбрость и бесстрашие, осуждается предательство и трусость.
В балладе «Ой был в сечи старый казак» рассказывается о предателе Саву Чалого:
Не захотел же тот Савва казакам служить,
Простился к ляшенків в Польшу господином жить.
А чтобы поляки поверили ему, одарили лаской, начал он по степям ловить казаков-запорожцев. Такого казаки не прощают, даже родной отец отворачивается от сына, советует:
Моего сына никто из нас не поймает,
Разве Гнатко и Кравчина к себе підмовить.
Тяжело поплатился Савва за измену, за желание жить в роскоши, за богатство, купленное кровью соотечественников, казаков-запорожцев. Подняли его на три копья вверх и положили на дубовой скамье:
Вот же тебе, пане Саво, сукна-адамашки,
Что ты нажил, вражий сын, с казацкой ласки!
По нормам народной морали, коварство и предательство - самый большой грех, за который каждый должен ответить. Такой человек должен быть обязательно наказана. Савва Чалый тяжело поплатился за свою слабость и малодушие, за желание разбогатеть любым способом, даже путем предательства.
Считаю, что казаки сделали правильно, наказав его, и восхищаюсь отцом Саввы. Как же ему трудно было смириться с мыслью, что его сын - предатель, и самому посылать казаков, чтобы они ему отомстили.