Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Образ земли в повести М. Коцюбинского «Fata morgana»

Знакомясь с творчеством того или иного писателя, мы познаем характер автора, его мировоззрения, миропонимания, вникаем в индивидуальный

стиль.

Относительно фигуры М. Коцюбинского, то значение творчества писателя в том, что он четко ставил цель в жизни, свой взгляд обращал на сущность труда, много внимания уделял вопросу любви человека к родной земле.

В одном из своих писем Коцюбинский писал: «Я все среди своих героев, живу их жизнью, разделяю их горе и радости, говорю их языком и предан их интересам».

Человек и земля... Извечная проблема, которая, на мой взгляд, имеет два решения: философское (человек, по Библии, вышла из земли и уйдет в землю) и общественно-бытовое. Этой теме посвящено много литературных произведений, видное место среди которых занимает повесть Н. М. Коцюбинского «Fata morgana», что в переводе на украинский язык означает «марево».

В основу повести писатель положил материал, собранный им во время путешествий, а также содержание документов сельскохозяйственной статистики Черниговского земства. Коцюбинский углубляется в документы и факты, отбрасывает все случайное и воспроизводит в художественных образах типичное, характерное. А самой типичной проблемой села была проблема земли.

По замыслу автора, эта проблема наиболее ярко вырисовывается через образы безземельных крестьян Андрея и Маланки Воликів и Фомы Гудзя.

Маланка - один из самых поэтичных образов повісті. ее душа «заглушена в наймах, как сорняками цветок». Сухие, жилистые руки отдали всю свою силу земли. В заметках к этому образу Коцюбинский писал, что Маланке «же воздух пело: земля, земля, скоро будет земля». На землю-кормилицу бедная женщина возлагала всю надежду. Мечты о земле никогда не покидали ее. Вот одна из картин повести. Я вижу Маланку, которая идет по полю. Она припадает ухом к нивы, слушает ее дыхание, чувствует, как спелое зерно падает на мягкую землю, и ей кажется, что то нива плачет золотыми слезами. Каждую зернинку, которая упала на землю, женщина подбирает, нежно, ласково», бережно кладет к горсти и шепотом говорит: «Хлебец святой». Писатель в повествование вводит внутренние монологи, которые помогают читателю глубже понять тот или иной образ. Вот один пример. На мой взгляд, наиболее искусный: «Какая ты роскошная, земле...» В нем - вечные помыслы людей, мечты и надежды тех, кто ничего не имел. ей, простой крестьянской женщине, весело эту землю засевать хлебом, украшать зеленью, украшать молодую разноцветными красками.

«Земля,- думает Маланка,- нехорошая, потому льнет не к бедным, а богатым». Мысли Маланки - это мысли всего безземельного крестьянства, жизнь которого не улучшилось после отмены крепостного права. Земля, как марево, поманила крестьян и, как мираж, исчезла.

Разбились, словно о камень, и все надежды Андрея Волыка. Лопается терпение и у других крестьян. Хома Гудзь живет единственной надеждой отомстить тем, кто виноват в скорби народа. Такие же мысли преследуют и Прокопа Кандзюбу. Это ему принадлежат слова: «Зведись, народ, протяни руку на свою правду. Как сам не возьмешь, никто не даст». Эти слова, по сути, лейтмотив повести.

Мечтам крестьян не суждено сбыться. Почему? Только потому, что гегемоном революции была буржуазия? Возможно. Но это не полный ответ на вопрос. Ключ к пониманию этой проблемы - в дрібновласницькій психологии крестьянина. Вспомним один из эпизодов. Национализирована господская земля, и теперь стоит вопрос: что выгоднее - ли поделить землю, или, может, сообща обрабатывать ее и тогда уже вместе делить хлеб. Маланка кричала, чтобы землю быстрее поделили. Среди крестьян были те, кто поддерживал ее.

Этим эпизодом писатель показывает власть земли над человеком, потому что у людей типа Малайками «такой инстинкт к земле, как у «ласточки к гнезду».

Повесть имеет трагическую развязку, но все же звучит оптимистично, если внимательно вчитаться в последние строки ее. Маланку и ту землю, о которой она грезила, покрыл мрак. И высоко над землей «тріпались зари, словно в небесном аквариуме-играли золотые рыбки». Два контрастных образа - мрак и звезды - помогают читателю понять главную идею повести: человек должен стать хозяином земли, хозяином, а не рабом.