9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МАРКО ВОВЧОК
Проблема закрепощения казачества в рассказе Марка Вовчка «Казачка»
В рассказе Марка Вовчка «Казачка» глубоко раскрывается трагическая судьба в прошлом свободного человека, а потом рабыни крепостной Олеси, типичная судьба женщины, уярмленої в крепостнической неволи. Путем противопоставления жизни людей свободных и крепостных Марко Вовчок ярко показала бесчеловечный характер крепостнической системы, что презирала, калечила все лучшее в человеке - забирала ее силы и здоровье, опустошала душу. Главное внимание писательницы подчинена реалистичному отображению крепостнических отношений, показательные всей глубины психологических переживаний героини.
Положив в основу произведения такой остро драматический конфликт, как столкновение чистого, искреннего человека из народа с морально развращенными кріпосниками, поставив злободневные социальные вопросы передреформеної действительности, писательница вынесла суровое обвинение той бесчеловечной системе, которая ізсушила, ізв'ялила молодую, здоровую силу, принесла женщине неслыханные страдания. Судьба бывшей казачки ужасная. Кріпаччина лишила Олесю даже права на семейный уют, господа разлучили ее с мужем, забрали детей, обрекли его на голодную, уединенную старость, преждевременная смерть в одиночестве.
Правдивым показом трагедии крепостной, удручающими рисунками закріпаченого села, лирической взволнованностью рассказы рассказы привлекало внимание к несправедливой судьбе украинской крестьянки.
В художественной ткани прозаических произведений писательницы растут эстетические функции пейзажа и портрета. Производятся новые реалистичные и романтические принципы в поэтике и стилистике, хотя в ряде произведений Марка Вовчка, заметны черты сентиментализма. В лучших образцах прозаических жанров языковая характеристика персонажей приобретает более четкой индивидуализации.
В «Народных рассказах» чувствуется единство словесной и музыкальной образности. Марко Вовчок оперирует сравнениями с живописи, звуковые образы - «слово и голос» народной песни вызывают в его воображении зрительные образы и т.д. Другими словами, предмет своего творчества она познает как явление эстетически целостно, в совокупности всех его эстетических качеств. Элементы синкретизма в художественном методе писательницы берут начало в народной песне, думе и сказке, через призму которых Марко Вовчок смотрела на действительность.
Образ Олеси, ее портрет очерчены средствами фольклорной поэтики в духе народных взглядов на жизнь. У казака Облака «уродилась девочка одна-одним, как солнышко в небе. Выпестовали ее, викохали хорошую и чепурную, и на ум добрый научили». Свободная девушка выросла «до всякого приветливая и ласковая, и заговорит, и засмеется, и пошутит... Жила у отца-матери, не зная горя ни беды». Резким контрастом красоты казачки, была, «как цветочек свежая», предстает внешность Олеси, которая уже стала матерью-крепостной: «Олеся стоит в старом свитке, стоит сама одна, розлучено ее с мужем, детишки ее утомили ножки, заклопотали головочку, годячи барском плем'ю, как злой болячці...».
Трагедийность судьбы Олеси, ее зболіла от страданий душа особенно раскрывается через язык женщины. Тоскливые, безрадостные слова-плачи своим составом, за інтонаційністю близки к печальных народных песен о потраченную впустую женскую судьбу, до похоронных причитаний. Прежде всего от них и идет и взволнованность повествования, что так поражает в рассказе.
|
|