Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
Поучительный содержание басен Г. Сковороды

Наследие Григория Сковороды очень разнообразна. Он оставил своим потомкам, то и нам в том числе, прекрасные лирические стихи и романсы, философские трактаты, глубину содержания которых не исследованы в полной мере и до сих пор, афоризмы, которые не теряют и никогда не потеряют своей актуальности... Все эти произведения имеют чрезвычайную художественную и содержательную ценность, и не менее мне нравятся байки Григория Сковороды.
До того, как в Украине начал свою деятельность Григорий Сковорода, байки еще толком не существовало. Имею в виду, что отдельного жанра как такого не было, хотя в мировой литературе мы знаем басни Эзопа, Саади и других. Однако прекрасные произведения зарубежных баснописцев не были полностью пригодны для украинского читателя по многим причинам. Во-первых, басня - произведение аллегорическое, поэтому аллегория должна быть понятной читателю. Если представить себе, что существует некий код, ключ, по которому читатель расшифровывает заложенный в произведении подтекст, то для басен таким ключом является, безусловно, народный характер, особый тип мышления. Кроме того, одни и те же животные (а в баснях, как мы помним, вместо людей действуют животные, которые и олицетворяют человеческие черты) в разных культурах могли обозначать разное. Например, змея в нашей традиции - символ коварства, а в восточной - символ мудрости. Поэтому насущная потребность в создании украинских баек была бесспорной.
Мне очень нравится байка Г. Сковороды «Голова и Туловище». В ней писатель сравнивает людей, которые хвастаются внешним, и тех, кто понял бесценности и важность внутреннего мира человека. Надменный Туловище хвастается перед Главой своей одеждой, своими размерами и своим якобы важным значением, тогда как Голова понимает (на то она и голова!), что одежда и спесь не делают человека человеком. Как говорили древние римляне, борода не создает философа. То есть внешние черты не стоит ставить выше внутренние, духовные. Интересной показалась мне и байка «Жаворонки», похожая по проблематике. Опытный Жаворонок говорит: «Не тот орел, кто летает, а тот, кто легко садится...» О значении титулов (точнее почти полное отсутствие того значения) рассказывает нам басня «Оленица и Кабан», в которой Кабан стал бароном, однако остался «свиньей» - как в прямом, так и в переносном смысле... Прекрасную философскую идею работы Г. Сковорода высказал и в басне «Пчела и Шершень».
До появления басен Г. Сковороды в тогдашней украинской литературе басни существовали лишь как элемент других крупных произведений. Григорий Сковорода создал столь яркие примеры этого жанра, что их самобытность не вызывала никакого сомнения! В своих баснях Сковорода аллегорически выражает основные идеи своей философии: идею работы, необходимость ценить духовное выше материального, идею самопознания и духовного совершенствования человека, размышления над проблемами воспитания и самой сущности человеческой жизни. Это такие важные вопросы! Как же философ смог воплотить их в таком, на первый взгляд, развлекательном жанре, как басня? Прежде всего он мастерски подбирал сюжеты для своих басен. В образах животных, птиц, растений мы сразу же узнаем определенные черты человеческого характера, определенные типы людей. Поэтому читатель получает сразу «два в одном»: и интересный сюжет, и поучительный смысл. Для достижения большего воспитательного эффекта Г. Сковорода делит байку на две части: в одной он излагает сюжет, во второй - мораль к этому сюжету, объяснение и подтверждение тех мыслей, что уже сами напрашиваются у внимательного читателя. Поучительную часть сам писатель назвал «сила». И действительно, басни Сковороды имеют необычайную силу: силу очищать людей, изменять к лучшему их души, исправлять их жизненные принципы...