Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Тема: Тонкий лиризм поэзии Ф. Тютчева. Стихотворение «Я знаю в праосені пору...»

Цель: азнакомить учащихся с творчеством русского поэта Ф. Тютчева; углублять навыки анализа поэтического текста; развивать звязне речи, творческое воображение; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: портрет Ф. Тютчева; выставка его книг; картины с изображением русской природы. Аудио запись музыки П. Айковського « Времена года».

Главная ценность стихов Тютчева -

в живом, грациозном, пластично-тонком

изображены природы.

М. Некрасов


Ход урока


И. Подготовка к восприятию учащимися учебного материала


Вступительное слово учителя (во время которого тихо играет музыка П. Чайковского)


Каждая пора года прекрасна по-своему. Но творческие натуры почему-то особенно любят осень. Может, потому, что она радует глаз своим золотистым блеском, величественным разноцветьем спокойных цветов и оттенков. Осень - это пора подведения итогов, определенных размышлений, вдохновения. О ней писали многие поэты. Среди них и российский мастер слова Федор Иванович Тютчев (1803-1873).


II. Объявление темы, цели и задач урока


III. Содействие и усвоения учащимися учебного материала

  1. Сообщения учащихся о поэте

ТЮТЧЕВ, Федор Иванович (Тютчев, Федор Иванович - 23.11.1803, Овстут - 15.07. 1873, Царское Село) - российский писатель.
Тютчев родился в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в древней дворянской семье. Его детство прошло в усадьбе Овстуге, в Москве и подмосковном имении Троицкое. В семье царил патриархальный помещичий быт. Тютчев, рано проявив способности к учебе, получил хорошее домашнее образование. Его воспитателем был поэт и переводчик С. Раич (1792-1855), который познакомил Тютчева с произведениями античности и классической итальянской литературы. В 12 лет будущий поэт под руководством своего учителя переводил Горация и писал, следуя его оды. За оду «На новый 1816рік» в 1818 г. был удостоен звания сотрудника Общества любителей российской словесности. В «Трудах» Общества в 1819 г. был впервые опубликован его произведение - свободный перепев «Послание» Горация к Мецената.
В 1819 г. Тютчев поступил на отделение словесности Московского университета. По годы учебы сблизился с М. Погодиным, В. Одоєвським. В то время начали формироваться его славянофильские наклонности. Будучи студентом, писал и Тютчев стихи. 1821 г. окончил университет и получил место в Коллегии иностранных дел в Петербурге. В 1822 г. его назначили внештатным чиновником российской дипломатической миссии в Мюнхене.
В Мюнхене Тютчев как дипломат, аристократ и литератор оказался в центре культурной жизни одного из крупнейших городов Европы. Изучал романтическую поэзию и немецкую философию, сблизился с Ф. Шеллінґом, подружился с Г. Гейне. Перевел на русском языке стихи Гейне (первый из русских поэтов), И. К. Ф. Шиллера, И. В. Гете и др. немецких поэтов. Собственные стихи Тютчев публиковал в российском журнале «Галатея» и альманахе «Северная лира» («Северная лира»).
В 1820-1830 гг. были созданы шедевры философской лирики Тютчева «Silentium!» (1830), «Heme, что мыслите, природа...» («Не то, что мните вы, природа...», 1836), «О чем так веет ураган?..» («О чем ты воешь, ветр ночной?..», 1836) и др.

В 1836 г. в пушкинском журнале «Современник» по рекомендации Т. Вяземского и В. Жуковского была опубликована сборник из 24 стихов «Стихотворения, присланные из Германии» («Стихи, присланные из Германии»), подписанное «Ф.Т.». Эта публикация стала этапной в его литературной судьбы, принесла ему признание. На гибель А. Пушкина Т. отозвался пророческими строками: «Тебя, словно любовь первое, // России сердце не забудет» («29-е января 1837»).

Тютчев гордился вниманием к нему первого поэта России и мечтал о личной встрече. И через гибель Пушкина встретиться им не довелось.

Известно, что Тютчев прославился как мастер пейзажной лирики. Для его поэзии характерно использование символов, нежных эпитетов, тонкое восприятие природы.
В 1826 г. Тютчев женился на Е. Петерсон, А потом увлекся. Лерхенфельд (ей он посвятил несколько стихотворений, среди которых - известный романс «Я вас встретил-и все прошлое...» («Я встретил вас - и все былое...», 1870). Роман с Е. Денберг оказался настолько скандальным, что Тютчева перевели из Мюнхена в Турин. Тютчев тяжело пережил смерть жены (1838), однако вскоре женился Денберг, самовольно выехав для венчания в Швейцарию. За это его уволили с дипломатической службы и лишили звания камергера.
На протяжении нескольких лет Тютчев оставался в Германии, а в 1844 г. вернулся в Россию. С 1843 г. выступал со статьями панславистского направления «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», работал над книгой «Россия и Запад». Он считал, что русское царство должно простираться «от Нила до Невы, от Эльбы до Китая».
Его образ жизни были европейскими: он был светским человеком, не любил деревенской жизни, не придавал большого веса православным обрядам.
Как и всю свою жизнь, в зрелые годы Тютчев был страстным человеком. В 1850 г., уже женат, отец семейства, он влюбился в 24-летнюю Есть. Денисьєву, которая была почти ровесницей его дочерей. Публичный связь между ними, в течение которого Тютчев не оставлял семью, длился 14 лет, у них родилось трое детей. Общество восприняло это как скандал, от Денисьєвої отрекся отец, ее вычеркнута из светской жизни. Все это вызвало у нее тяжелое нервное расстройство, а в 1864 г. она умерла от туберкулеза. Потрясенный смертью любимой женщины, Тютчев создал «денисьевский цикл» - вершину интимной лирики. В него вошли стихи «О, как убийственно мы любим...» («О, как убийственно мы любим...», 1851), «Я очи знал, - о, что за глаза!..» («Я очи знал, - о, эти очи!..», 1852), «Останнялюбов» («Последняя любовь», 1851-1854), «Накануне годовщины 4серпня 1865р.»(«Накануне годовщины 4 августа 1865 г.», 1865). Любви, воспетое в этих стихах как самое высокое, данное человеку Богом, как «и блаженство, и безнадежность», стало для поэта символом человеческой жизни в целом - страданий и восторга, надежды и отчаяния, скоротечности того единственного, что доступно человеку, - земного счастья. В «денисьєвському цикле» любовь предстает как «роковой поединок» двух сердец:

О, как на склоне наших дней

Мы любим нежно и суеверно...

Прощальные светит пусть огне

Любовь последняя, заря вечерняя!

Тень охватила горизонт,

Лишь где-то на западе видно сеяние, -


Вечерний дню, постой, не спеши,

Тривай, тривай, очарование.

Пусть мелеет в жилах кровь,

И нежность в сердце не оскудевает...

Ты любовь Моя последняя!

Мое блаженство и безнадежность.

(«Последняя любовь»)

После смерти Денисьєвої, в которой он обвинял себя, Тютчев уехал к семье за границу. Год провел в Женеве и Ницце, но, вернувшись в Россию (1865), ему пришлось пережить смерть двоих детей от Денисьєвої, потом - матери.
За этими трагедиями были и другие - смерть еще одного сына, единственного брата, дочери. Ужас перед неумолимой смертью звучит в стихотворении «Мой брат, мой спутник в жизни...» («Брат, столько лет сопутствовавший мне...», 1870), в строках которого поэт предчувствует свою «роковую очередь».
Умер Тютчев в Царском Селе 15 июля 1873 г.

2. Работа с эпиграфом

Учитель предлагает ученикам подумать о том, на какую особенность поэзии Ф. Тютчева обратил внимание русский поэт М. Некрасов.

(Именно на ее пластичность, изящество, красоту)

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Я знаю в праосені пору...»

Перед прочтения стихотворения учитель рассказывает как выразительно прочитать художественный текст. Если есть возможность, раздать детям напечатаны памятники

1. Готовясь выразительно декламировать любое произведение, несколько раз прочитайте его про себя.

  1. Определите личную цель чтения: что именно вы хотите выразить во время чтение, какие чувства и ассоциации стремитесь вызвать у слушателей.
  2. Подумайте, в каких местах текста нужно сделать паузы, слова и словосочетание следует выделить голосом.
  3. Тренируясь читать, проверьте, не делаете лишних движений.
  4. Перед началом чтения выдержите паузу. Не забывайте указать автора и название произведения.
  5. Читая, не забывайте про паузы, выделяйте голосом самые важные слова и словосочетания, позволяющие раскрыть авторскую мысль.
  6. Контролируйте дыхание: оно должно быть ровным.

(Стихотворение можно прочитать на русском языке и в переводе Ю Клена.)

4. Вопросы по содержанию. Беседа.

- Определите тему стихотворения. (Изображение красоты осенней природы, восхищение ею)

- Какой изображена осень в стихотворении? (Поэт изображает начало осени, это «золотая осень»).

- Каково настроение стихотворения? (Спокойный, размеренный. Его вызывает тишина и спокойное величие природы).

- Как в поэзии воплощается мысль о гармоническом единстве человека и природы? (Автор проводит параллель между тем, что происходит в природе, и поступками человека - замирает осенняя природа и заканчивает свой труд человек).

Какие художественные средства использует автор? (Эпитеты: время ясное, воздух чистый, день прозрачный, утомленное и тихое пола; Метафоры: вечер зовет в дали, серп гулял, воздуха было холодным; Сравнение: паутина, словно тонкие волосы).

Можно предложить табличку:

Таблица «Художественные средства в стихотворении Ф. Тютчева «Я знаю в праосені пору...»

Эпитет

Метафора

Олицетворение

- Какова роль их в поэзии (Художественные особенности создают убедительные художественно совершенные образы, способствуют благозвучия, живописности языка.)

5. В поэзии «Я знаю в праосені пору...» Тютчев изобразил время, когда после упорной и тяжелой труда, наступает время покоя и отдыха. Природа отдыхает.

Составление схемы «Пространство в поэзии Тютчева».

Расширение (1стовпчик)

Сужение (2 столбик)


Расширение


(3 столбик)

Воздух(чистый,далечина)

Земля (колосья, поле, борозда)


Воздух (высота не до дали, а до высоты птичьих полетов и криков)


Воздух (лазурь прозрачная) и земля (утомленное и тихое поле)




6 .Робота с картинами


Вопросы и задания учащимся

- Что изображено на картинах, что их объединяет?

- Найдите общее в изображены осени художником и поэтом.




7. Прослушивание аудио записи музыки П. Чайковского из цикла «Времена года. Сентябрь».

- Которой «изображены «осень в музыке?

- Какое настроение мелодии?

8. Обобщающее слово учителя

Как видим, красоту природы можно изобразить разными способами: словами, звуками, красками. Главное, чтобы душа умела увидеть эту красоту почувствовать и понять ее

ІУ. Закрепление изученного материала

Итоговая беседа

  • Согласны ли вы теперь, проанализировав стихотворение, по выражению М. Некрасова, есть эпиграфом урока?
  • В чем заключается, по вашему мнению, воспитательное значение поэзии Тютчева «Я знаю в праосені пору...»?





Домашнее задание Подготовить и выучить стихи о природу (на выбор). Нарисовать пейзажи.