Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ ГРИГОРА ТЮТЮННИКА "ЧУДАК"



Еи: - ознакомить детей с биографическими сведениями о Г. Тютюнника;

- попытаться окунуться в мир его образов и мыслей;

- выяснить основные проблемы, которые поднимает писатель и

  проанализировать художественные средства, которыми он их реализует;

- учиться высказывать свое мнение и аргументировать ее;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, а также

  гуманное отношение и уважение к людям, которые находятся рядом с нами

Тип урока: Ролевая игра (телепередача)

Оборудование: портрет Г. Тютюнника, хрестоматии для 5-6 классов "Украинское слово", иллюстрации к произведению, таблица "Образ Олеся", декорации, микрофон, сборник стихов "Человек и природа", вопросы викторины, таблички: "актеры", "литературоведы", "экологи", "критики", "поэты", "художники", "исследователи", магнитофон, магнитная запись.

Литература: 1. Тютюнник Г. Автобиография // Украинское слово. - К.: Рось, -1994.-С. 237-240.

2. Тютюнник Г. Чудак // Внеклассное чтение. 6 касс:

Хрестоматия произведений, рекомендованных для внеклассного чтения. - Тернополь: Джура, 2003. - с. 111-120.

3. Степанишин Б. И. Преподавания украинской литературы в школе.

- К.: Проза, 1995 - С. 221-237.

4. Ситченко А.Л. От героя к автору. Пособие для учителей. Тернополь, 1993.-192с.

ПЛАН УРОКА

И. Объявление темы, цели, эпиграфа урока.

П. Вступительное слово учителя.

Ш. Телепередача "Литературная гостиная".

1. Выступление литературоведов.

2. Презентация книги критиками.

3. Защита проекта исследователей.

4. Речь экологов.

5. Инсценировка отрывка рассказа "Чудак".

6. Обсуждение проблемы в прямом эфире.

7. Прослушивание заранее записанного интервью.

8. Выступление поэтов со сборником стихов "Человек и природа".

9. Обзор работ художников на тему: "Человек и природа"

10. Ведущий предлагает зрителям телевикторину.

IV. Подведение итогов телевикторины.

 

V. Проверка выполнения учащимися письменного задания.

VI. Итоговая беседа.

VII. Оценивание работы учащихся на уроке.

VIII. Домашнее задание.


ХОД УРОКА

И. Здравствуйте, дети. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.

Сегодняшний наш урок внеклассного чтения будет посвящен теме такие: "Человек и природа в произведении Г. Тютюнника "Чудак". Целью нашей го урока будет:

1) узнать больше о писателе;

2) попытаться окунуться в мир его образов и мыслей;

3) выяснить основные проблемы, которые поднимает писатель и проанализировать художественные средства, которыми он реализует их;

4) научиться выражать свое мнение и аргументировать ее;

5) учиться любить и беречь природу, а также уважать людей, которые находятся рядом с нами.

Именно поэтому эпиграфом нашего урока стал отрывок из стихотворения В. Симоненко "Человек":

Ты знаешь, что ты человек?

Ты знаешь об этом или нет?

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная,

Глаза твои - одни.

П. Наш сегодняшний урок пройдет в необычной форме - в форме игры. Мы :

станем участниками телепередачи. В течение нее вам предлагается по выбору выполнить одно из заданий:

1) составить план;

2) сделать выписки;

3) составить тест.

Это вам очень поможет, поскольку в конце телепередачи вас ждет

телевикторина.

Итак, начинаем телепередачу.

 

Ведущий:

Доброго дня, уважаемые телезрители. Сегодня мы собрались в этой студии, чтобы почтить память выдающегося украинского писателя, талантливого человека и гуманиста Григора Тютюнника. Мы пригласили на нашу телепередачу специалистов, которым не безразлична творческое наследие этого писателя, потому что основной проблемой, которую он освещал в своих произведениях является человек и природа.

Итак, первое слово я предоставляю литературоведам, которые познакомят вас с жизнью и творчеством Григора Тютюнника.

Литературоведы:

1 литературовед:

Григор Михайлович Тютюнник родился 5 декабря 1931 года в деревне Шиловке Зеньковского района Полтавской области в крестьянской семье. Вот как он вспоминает годы своего детства: "В 33-году семейство наше опухло от голода, дед умер, а я в это время - тогда мне было полтора года - перестал ходить (уже умея это делать), смеяться и разговаривать перестал. В 37-м арестовали отца, имея в виду политический мотив, а в 1957 году пришел бумажку, который извещал, что отец ни в чем не виноват и реабилитирован посмертно".

2 литературовед:

Я хочу рассказать о годах учебы будущего писателя. Школу он закончил на Донбассе, затем учился в Зінківському училище. Служил моряком на Дальнем Востоке. Закончил филологический факультет Харьковского университета, некоторое время работал учителем на Донбассе.

3 литературовед:

Писать начал Григор под влиянием своего старшего брата Григория Тютюнника, автора известного романа "Водоворот". В середине 60-х годов работал в редакциях и издательствах Киева. Он является автором многих сборников прозы ""Степная сказка", "Ласочка" и др.) В 1980 году удостоен литературной премии им. Леси Украинки, посмертно - Государственной премии УССР имени Т.Г. Шевченко. Его проза известна далеко за пределами Украины, переведенная разными языками.

4 литературовед:

Во многих произведениях Григора Тютюнника главными героями являются дети. Именно образ ребенка для него - самый любимый. В таком образе поэт воплотил свои самые глубинные чувства, что давали ему мощный внутренний толчок творить новую художественную реальность.

5 литературовед:

Ребенок - чистое, неиспорченное существо. Именно образ ребенка Тютюнник противопоставлял злу. Этот образ у него является критерием морали. Везде у писателя предстает сложный, взрослый мир, увиденный глазами ребенка. В этом плане проза Г. Тютюнника больше всего сродни произведениям Антуана де Сент-Экзюпери, что смотрел на мир непосредственным зрением Маленького Принца.

Ведущий: Я благодарю литературоведам за рассказ. И хочу предоставить слово критикам, которые подготовили презентацию книги. Пожалуйста.

Критики:

1 критик:

Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию замечательную книгу, в которой вы можете найти много увлекательных произведений украинских писателей, а также фольклора. На особое внимание заслуживает помещенная здесь рассказы известного всем писателя Григора Тютюнника "Чудак". Во-первых, в этом произведении заторкуються две самые актуальные проблемы сегодняшнего дня - это взаимоотношения человека с природой и человека с человеком.

2 критик:

Главный герой рассказа - парень Алексей получил прозвище Чудак только за то, что любит и оберегает каждое животное, каждую былинку. Зато как другие персонажи произведения относятся к природе, как потребители. Не побоявшись тумаков, он запретил ватаге мальчишек-одноклассников ломать молодой лед, спасал маленькую рыбку от челюстей щуки, не позволял дедушке кнутом бить лошадей. Мировоззрение парня противопоставляется опыту дедушки, который считает, что всего в жизни надо добиваться силой.

3 критик:

По жанру это произведение является рассказом, поскольку он имеет все присущие ему особенности:

1) прозаическая форма;

2) небольшой объем;

3) небольшое количество действующих лиц;

4) изображается небольшой промежуток времени - 1 день;

5) повествовательный характер произведения.

Если вас заинтересовала эта книга, вы можете с ней ознакомиться в любой библиотеке. Ведущий: Я благодарю критикам за интересную информацию. А теперь я хочу предоставить

слово исследователю, который изучал подробно вопрос, какими средствами Григор Тютюнник выразил в произведении "Чудак" идею отношений человека и природы. Пожалуйста.

Исследователь:

Я выступаю от имени группы ученых, которые исследовали, как Григорові Тютюннику удалось раскрыть проблему "Человек и природа". Мы выяснили, что главная мысль рассказа освещается через образ главного героя - парня Олеся. Мы составили такую воображаемую таблицу образа Олеся.

 

Интересно, что писатель не дает прямой авторской характеристики, а заставляет читателей самостоятельно сделать вывод. Действие создания этого образа он использует такие средства:

1) портретная характеристика;

2) поступки персонажа;

3) его речь;

4) характеристика другими персонажами:

а) ребята;

б) учительница;

в) дяди на выгоне;

г) дедушка.

5) характеристика образа через восприятие пейзажа. Ведущий: Спасибо. На нашу передач) 7 также посетили экологи, которым близка тематика произведений этого писателя Предоставляем им слово.

Экологи:

1 эколог:

Если бы я попал на форум естественный.

 Сказал бы каждому: времени не трать,

 А с юных лет бери себе за обычай

Птицам, зверькам, цветам помогать.

2 эколог:

Сказал бы я от имени синички,

 Что стучится голодная в окно,

Что надо выставят ей кормушки,

Где насипать семена и зерно.

 

3 эколог:

Сказал бы я от имени аиста,

Мирно расхаживает по лугам,

Какие его ждут опасности,

Как ловит лягушек в загрязненных реках.

 

4 эколог:

И защитит себя не имеет возможности

ни птица, ни зверь. Кто их спасет? Кто?

Я вчера ежика убрал с дороги,

 Чтобы не раздавило его авто.

5 эколог:

В миру зовут радио и газеты,

К согласию в мировой семьи,

Так уже в Красной книге и планета

И надо очень беречь ее.

Д. Белоус

 

Ведущий:

Спасибо. Я думаю, что наши зрители поддерживают призыв экологов о том, что надо беречь природу. Именно об этом и писал Григор Тютюнник. К нам на передачу также пришли актеры драмтеатра. Они подготовили для вас, уважаемые телезрители, отрывок из спектакля по мотивам рассказа "Чудак".

 

Инсценировка:

Дед: Садись, велеса, по солому поедем.. Ну что сегодня получил пятерку?

Внук: Нет. Только вчера. Дед, а почему про меня говорят - чудак?

Дед: Невстріливий значит. Странный. А кто это такое говорит?

Внук: Дядьки на выгоне.

Дед: Эх, фармазони. Ты их не слушай. Оно, конечно, правильно. Рвение у тебя маловато. Все чего-то в земле порпаєшся, а надо - в людях. И так возле них, так... Того локтем, того почотом. Глядь - вперед вышел. Ну, вот и приехали. Давай побольше наберем соломы.

Внук: Зачем столько берем?

Дед: Как зачем? Это же себе, а не тещи. Ты знаешь, что такое теща? Хе-хе! Нет?? Подрастешь - узнаешь. Проклятая баба.

Внук: А если лошадям трудно будет?

Дед: Ничего. Зато нам легко будет. Натопил - и вилежуйся на печи. Но! (замахивается на коня кнутом).

Внук: Не бей! Видишь трудно.

Дед: Вот послушай, дурачок, что я тебе скажу. Слушай и на ус мотай. Здесь на земле не бить нельзя. Здесь не ты, так тебя одрепають, еще и плакать не дадут. Понял?

Внук: (молча отворачивается от деда).

Дед: Вот же я и говорю. Чудак... Затопчут тебя... Потому что ты же как деревце в побеге. Замерз, внучек? Пошли домой погріємось.

Ведущий:

Спасибо. Этот спектакль показала нам два взгляда на жизнь: маленького парня Олеся и старого дедушку. Парень любит природу и защищает ее, а дедушка считает, что в этой жизни таким быть нельзя, надо заботиться только о себе. В прямом эфире мы хотим пообщаться со зрителями. Кто же, по вашему мнению, прав?

(Дети высказывают свои мнения). Ведущий:

А теперь вашему вниманию репортаж, который записали наши журналисты.

 

Репортаж

Журналист:

Представьтесь, пожалуйста, и дайте ответ на такой вопрос: что самое важное в отношениях человека с природой и с другими людьми?

Ученица 9 класса:

Меня зовут Семенюк Наташа, я учусь в 9-А классе школы № 14. Важнейшим в отношениях человека и природы я считаю умеренность, поскольку несдержанный развитие прогресса часто вредит природе, а она наша кормилица и ее надо любить и беречь.

Что касается межличностных отношений, то я считаю, что самым главным является уважение и понимание друг друга, потому что люди, которые уважают тебя, никогда тебе не повредят.

Учитель биологии:

Меня зовут Светлана Валерьевна, я работаю учителем биологии, и поэтому мне очень близка эта тема. Человек никогда не должен забывать, что природа - это живой организм и, уничтожая что-то одно, человечество нарушает всю систему, а именно от нее зависит полноценность существования всего живого на Земле. Делая вред природе, человечество рано или поздно ощущает последствия на себе. Поэтому с природой надо жить в гармонии. А тот, кто живет в гармонии с природой никогда не повредит и человеку. Надо сначала изменить что-то в себе, тогда и вокруг все изменится. Итак, давайте начнем строить гармоничное общество каждый с себя.

Учитель укр. языка.

Меня зовут Алена Николаевна. Я работаю учителем украинского языка. Я очень люблю природу и не понимаю, как можно бездумно уничтожать ее богатства, ведь она так щедро наделяет нас всевозможными дарами и не требует ничего взамен. Только равнодушные, черствые люди могут не замечать и не понимать красоты природы. Поэтому я считаю самым главным уметь увидеть эту красоту и сохранить ее для будущих поколений.

В отношениях с людьми часто приходится сталкиваться с равнодушием, тщеславием, пренебрежением и элементарной невоспитанностью, поэтому хочется призвать всех людей, чтобы они поступали по таким золоты правилу:

"Не делай другому того, чего бы не хотел, чтобы сделали тебе". Если бы все придерживались этого правила в отношениях друг с другом, то жить на Земле было бы одним удовольствием.

Ведущий:

Итак, Григор Тютюнник, еще три десятилетия назад в своем сочинении "Чудак" высказал свои взгляды на отношение человека к природе и друг к другу. И эти мысли близки и нам, современному поколению, выживание которого зависит от того, сможем ли мы ценить неповторимость природы и человека. Современных писателей также волнует эта вечная тема, и поэтому я предоставляю слово поэтам, которые присутствуют в нашей студии.

Поэты.

Нас, поэтов, очень взволновал рассказ Г. Тютюнника "Чудак", а также те проблемы, которые он поднимает в своем произведении. Мы составили сборник стихов на тему: "Человек и природа". До этой сборки вошли следующие произведения:

Соловей

Ты соловья не спрашивай,

Почему он так любит свой край,

Ибо ответ - пение соловья:

"Лес - это дом мой".

 

Люди рубят леса,

Оставляют планету красоты.

    Разрушаются гнезда птичек.

Сердца их заполняет шок.

 

Не будет больше пения соловья,

     Без крова осталась семья!

Вопрос застыл в устах:

"Кому мешает эта птица?"

 

  Ты соловья не спрашивай,

Почему он так любит свой край,

      Ибо ответ - пение соловья:

"Лес - это дом мой".

Семенюк С.Ф.

Природа

Природа! Ты лучшая!

  Ты хороша, как всегда.

Человек , будь осторожна,

  Природу ты люби.

 

Любить цветы надо,

   Деревья и кусты,

Чтобы не темнело небо

На родной нам земле.

 

Важно произошел с ней,

  Люби ее всегда,

Чтобы царил землей

Волшебный мир красоты.

Якушенко В.

 

Человек и природа

Человек , ты единственная,

Человек , только ты,

Ты сможешь защитить

Природу от беды.

Не забывай, человек,

Обязанности свои,

Потому что все погибнет,

С ним мечты все твои,

 

Красота ее великолепная,

Зеленые сад-рощи,

Весна такая сказочная,

Поют соловьи.

 

Человек, что же ты делаешь?

Зачем нищиш ты?

Это все такое замечательное

Ты лучше защити!

 

Человек, ты единственная,

Человек, только ты,

Ты сможешь защитить

Природу от беды.

Якушенко В.

 

Наш край

Зеленый наш край,

Красивая природа!

Цветы, расцветай,

Веселая и гордая.

 

Пусть травы твои,

Зеленеют всегда

Не будет на свете

Тяжелой печали.

Романова Ю.

 

Ведущий:

Спасибо поэтам за прекрасные стихи. Не равнодушными к этой теме оказались и художники. Наша студия украшена их работами на тему: "Человек и природа". Им слово.

Художники:

Красота природы не оставляет равнодушным никого. Мы, художники, выражаем свою любовь к природе на картинах с помощью красок и цветов. Так, например, на этих рисунках мы изобразили красоту зимнего леса, подводный мир и маленьких жителей леса: белочек, птичек и других Также мы нарисовали иллюстрацию к рассказу "Чудик", на которой воссоздали путешествие дедушки с внуком за соломой. Своими рисунками мы призываем любить и беречь природу.

Ведущий:

Спасибо художникам.

Итак, Григор Тютюнник, в своих произведениях утверждал гуманистические идеалы, любовь к природе и уважение к личности Каждый человек неповторим и каждая заслуживает уважения. Эти моральные ценности вечны, и они никогда не стареют. Поэтому произведения Г. Тютюнника актуальны будут всегда.

Уважаемые телезрители, в завершении нашей телепередачи я бы хотел предложить вам телевикторину за творчеством Г. Тютюнника.

Тслевікторина

1. В какие времена прошло детство Г. Тютюнника?

2. Что случилось с отцом писателя?

3. Какими народами был отмечен автор?

4. Почему рассказ называется "Чудак"?

5. Какие средства создания образа использовал Г. Тютюнник?

6. Какова идея рассказа "Чудак"?

А победитель получит сборник произведений писателя и приглашение на нашу следующую телепередачу.

На этом наша передача подошла к концу. Думаю, что вы узнали много интересного, а наша передача вам понравилась и не оставила вас равнодушными. Поэтому берегите природу и уважайте друг друга.

До свидания. До следующей встречи в эфире.

 IV Учитель:

Ну вот и закончилась наша телепередача, но не закончился наш урок. Вам предлагается три минуты, чтобы вы подумали и дали ответы на вопросы телевикторины. Кто первый будет готов, тот будет победителем нашей телевикторины. Проверка.

V А теперь проверим, как вы справились с заданием, которое было предложено в начале урока. (Дети зачитывают составленные выписки, планы, тесты).

VI Давайте подведем итог нашего урок

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали на этом уроке?

- Понравился ли вам рассказ "Чудак"?

- Какой эпизод больше всего запомнился?

 VII Оценивание работы детей на уроке.

 

Закончить этот урок я хочу словами стихотворения В. Симоненко "Человек"

 

Ты знаешь, что ты - человек?

Ты знаешь об этом или нет?

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная,

Глаза твои - одни.

Больше тебя не будет,

Добрые, ласковые и злые.

Сегодня все для тебя

Озера, рощи, степи.

И жить спешить надо,

Любить спешить надо -

Смотри не проспи!

Потому что ты на земле - человек,

 И хочешь того или нет,

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная,

Глаза твои одни.

В Симоненко.

Мне бы хотелось, чтобы вы никогда этого не забывали.

VIII Домашнее задание на следующий урок внеклассного чтения: прочитать рассказ Клавдии Фольц "Материнское сердце"

Задания по группам:

1. Подготовить выразительное чтение отрывков из произведения.

2. Составить кроссворд.

3. Биографические сведения.

4. Сплести венок из стихов (подобрать стихи на заданную тему).

5. Схема "Образ матери".

6. Схема "Образ сына".

Разработку урока подготовила учитель

украинского языка и литературы I категории

общеобразовательной школы I-II степеней

№ 14 м. Херсона

Семенюк Светлана Федоровна.