Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



5 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОР ТЮТЮННИК
Лучше всего солнце светит в родной стороне (Точность и лаконизм описаний природы, их роль в рассказе «Чудак» Гр. Тютюнника)

Певцом замечательной украинской природы можно назвать Григора Тютюнника. В его произведениях немало искусных описаний пейзажей родной земли. Писатель тонко подмечает состояние окружающего мира. Через описания картин природы художник передает душевные переживания своих героев. Не является исключением и рассказ Григора Тютюнника «Чудак».

Уже с первых строк этого небольшого произведения мы попадаем к зимнему мира, в котором живет маленький школьник Олесь, за его поступками и мыслями начинаем понимать добрый, ласковый характер мальчика, его мечтательность, художественное воображение.

Олесь любит рисовать на снегу. Другие дети идут в школу и не замечают, что снег, словно белый чистый лист бумаги, на котором можно создать картину окружающего мира. Олесь не просто идет себе в школу. На этой, вроде и недолгой дороге, с ним случаются различные приключения. Он открывает для себя немало интересного, прислушивается к нежных струн природы.

Для передачи чувств своего героя автор находит лаконичные образы, точные слова, за которыми разворачиваются странные картины. Для Олеся дятел, что хозяйничает в бору, не просто обычная птичка. Он - дровосек. Потому что действительно, чем-то похожие ритмические дятлу поцокування на движения мужчины, что рубит дрова. И щепки летят от дерева так же, как от топора дяди-дровосека.

Достаточно небольшого описания о том, как мальчик прислушивается к звукам, что доносятся где-то из самого ствола сосны, когда он окучивает и натоптує сапожком снег под корни, чтобы понять: Олесь не только любуется природой, любит ее, он стремится защитить окружающий мир, сохранить дерево, что умирает.

Природа ему благодарит за доброту. Она разговаривает с мальчиком, вознаграждает его любознательность. Мало у кого появится желание лежать на холодном льду и вглядываться сквозь него в воду. Но только не в Олеся. Действительно ли так, или только ему мерещится подводное царство, но мальчик видит сквозь толщу льда удивительный мир. В нем карасик становится дядей, с которым можно поздороваться. Щука - это хищная черная молния, которая уничтожает маленькую рыбку. Олесь не любит зла. Именно поэтому он со всей своей детской силы бьет по льду, чтобы спасти пліточку.

Даже школьный звонок не может оторвать мальчишку от воображаемого мира, в котором ему интересно и уютно. Ему трудно воспринимать суровую школьную действительность, в которой надо рисовать скучного перегнойной горщечка. Поэтому Олесь отстаивает свое право на мечту и красоту. Из-под его карандаша рождается обольстительная частичка природы: дятел, которого видел по дороге в школу.

Такое тонкое ощущение ребенком нежных струн природы передают в рассказе и другие художественные описания. Для Олесевого пытливого глаза синички не летают, а порхают, воробьи - возятся.

Мальчика называют в деревне чудаком. Но это потому, что люди не понимают яркого неповторимого мира, в котором он живе. им ближе земные прагматические желания. Для дядек больше весит не стон ольх, что тревожит душу, а то, что рыба в ятір пойдет. Деду Прокопу кажется, что он учит внука правильной житейской мудрости пробиваться вперед: того локтем толкнуть, того «свитой». Но у парнишки другой путь. Он познает жизнь через природу, пытается понять ее извечные тайны. Для него это - высшая мудрость.