Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Рецептивна эстетика (лат. receptio - восприятие) - разновидность эстетической теории, которая сосредотачивается на проблеме восприятия художественных произведений, их влияния на публику (эстетика воздействия). Опираясь на труды эстетиков-феноменологів (Н. Гартмана, Г. Ингардена), систему положений разработали немецкие филологи Г.-Г. Яусс и В. Изер в 70-х XX ст. Это, собственно, проблема читателя, которая активно разрабатывалась и в украинском литературоведении еще в 20-е. Выходная тезис Р.е. состоит в том, что художественное произведение - не замкнутая имманентная структура, а вся его многоуровневая структура обусловлена ориентацией на реципиента. В системе "автор-произведение-читатель" сторонники Р.е. смещают акценты: от эстетики самовыражения автора с ее биографическим методом и эстетики структурализма с ее методом медленного, замкнутого чтения они перешли к изучению читательских реакций, оценок. В. Изер высказал плодотворную идею о том, что в тексте произведения от самого начала заложены функции послание, в нем содержится "імпліцитний читатель", а В. Эко обосновал положение о открытый характер художественного произведения. Внимание было привлечено к расхождений между текстом и произведением, к адекватности читательского Восприятия и проблем интерпретации текста художественного произведения, смысла художественных высказываний. Такой эстетико-функциональный подход к изучению художественной литературы давал возможность избежать этажного гносеологізму и вульгарного соціологізму, которые долго господствовали в советском литературоведении. Проблематику адресата художественного слова, структуры литературных произведений по-своему разрабатывал М. Бахтин, идеи Г. е. применяли в своих исследованиях российские ученые Ю. Борев, М. Гей. В Украине проблему читателя в середине 60-х, опираясь на труды О. Потебни, И. Франко, О. Белецкого, разрабатывали Бы. Кубланов, Г. Сивоконь, Г. Гром'Як, В. Брюховецкий, Н. Игнатенко, а в историко-литературных исследованиях на идеи Г. е. опирались М. Яценко, В. Смелянская, Г. Клочек и др.