Шекспировский Гамлет относится к так называемых «вечных» образов, как
отделяются от произведения, что их породил, и начинают жить своей жизнью в произведениях
других времен и народов.
Наследник датской короны Гамлет отправляется на учебу в Виттенбергского
университета и там находится в неподходящем окружении, к тому же его ближайшее
другом становится нетитулована лицо. Принц очень любит искусство, театр, сам пишет
стихи. Узнав о смерти отца, парень приехал домой к Ельсинора, где он
увидел, что и матери у него, кажется, больше нет... Подозрительная смерть короля,
отца Гамлета, позорное внезапное замужество овдовевшей королевы Гертруды... Язык не
поворачивается назвать ее матерью’ю! Встреча с призраком снимает заволоку тайны с
королевской смерти, поэтому виновник назван. Парень решает прежде всего
проверить, не был ли призрак просто галюцінацією. С этого момента и начинается
рождения «вечного образа»: проверка приводит принца к страшным открытиям,
что дорогие ему люди предали его (мать, любимая Офелия, Полоний, Лаэрт, также
Розенкранц и Гильденстерн, с которыми он учился в
университете).
Гамлет вполне может принять мгновенное решение и выполнить его. Так умирает
Полоний; решается судьба Розенкранца и Гілденстерна; рвутся все связи с
Офелией, жаль, что она оказалась такой слабкодухою.
Когда Гамлет видит дядю, его рука тянется к шпаге, но разве
«мышеловка» устраивалась только для Клавдия? Хуже всего то, что, кроме Горацио,
принцу не на кого положиться; ибо датчане не поймут его, хоть и любят;
им ближе Лаэрт, которого они сопровождают к замку. Поэтому убить Клавдия -
значит стать таким же, как он, а для парня нет ничего позорнее по
это. Он пустит в ход рапиру после того, как мать вып’есть яд, после признаний Лаэрта, перед своей
неизбежной смертью. Его понесут, как воина, четыре капитана, а Фортінбрас знает
смысл в хоробрости и трусости.
Этот образ настолько противоречив и необычен, что люди, разговаривая о
Гамлета, будут говорить сами о себе.
Вечно.