Этот разговор возник случайно. Смотрели на телевидении фильм «Янки при дворе короля Артура», экранизированную повесть Марка Твена. Теодор вдруг спросил:
- Как ты думаешь, есть ли что общее между британским королем Артуром пятого века, палестинским библейским геттійцем Урією... и старинным славянским божищем Ярилой?
- Конечно, нет! - удивился Богдан.- Вот, ты все какое-то такое закрученное вопрос поставишь! Безусловно, ничего общего между этими тремя нет.
- Не могу с этим согласиться. Ничего нет общего во времени и окружении, это так. Но - и только. Велз в Британии пятого века и Палестину времен библейских царей поставить рядом не удастся, но Ярило... это...
- Ну, попросту бык-відтворець, что ли... Бугай...
- Понемногу, Богданку, не спеши с готовыми наклейками. Ярило как раз самый интересный из них.
- Не вижу, что там интересного. Я вот перечитывал труды этнографов прошлого века. Там этого языческого божка достаточно подробно освещены. Весьма примитивный культ... К тому же только в этнографических сборниках можно что-то узнать о Ярилы, ибо в наше рационалистически-атомово-електронічний возраст никаких следов культа Ярилы уже не замечается...
Теодор рассмеялся, показывая пальцем на экран, где именно появились маєстатичні колонны национальной английской гордости и всемирного чуда, Стовнгендже:
- А я вот вчера читал в газете, что по всей Англии в ночь Ярилиного празднования собираются к этому монументу для поклона богу Ярилі многотысячные массы.
- Э,- пренебрежительно махнул рукой Богдан.- Намусорят там, нагадять, а после них год придется чистить. Я этих хиппи к Стовнгендже за десять миль не допустил бы.
- А, кстати, есть у меня еще и такой вопрос,- вспомнил Федор,- пожирая глазами кадры на экране, тысячелетний загадочный ансамбль каменных великанов.- Вот почему названия удаленных друг от друга стран называются почти одинаково? Иран - в Азии, Іріє (Ірляндія) - на крайнем западе, а называются почти так же. А еще одна народность, на Кавказе, называется так же: Ірон. Хочешь в Средней Азии? И там есть, прошу: Айр'янем Веджо...
- Также не вижу никакого связи. Айр'янем Веджо - мит,- уперся Богдан. Он был сегодня в настроении отрицать все, что услышит от своего друга.- Все это просто случайное совпадение.
- А вот даже в древнейших греческих легендах о сотворении мира является бог с таким же именем: отец первых богов-олимпийцев называется Уран. Тот самый Урия, Ир, Яр...
- То, может, с этого надо и начинать,- оживился Богдан.- Кто же они такие, те, что эту легенду создали? Эту про отца Урана и мать Гею...
- Не чужой нам Гею, богиню земли...- вставил Теодор.
- Наверное, не сами греки, а их прадеды. Но какие? Да и греки имеют своего Ареса, ресница в них солдат. А вообще, это слово универсальное. Ет, эта словесная игра в мячик Ар-Яр меня совсем не захватывает! - подытожил Богдан неуместную дискуссию, зевнул и начал внимательнее следить за кадрами на экране.
- Ну, нет, я так не играюсь! - возразил Теодор.- Еще много чего есть несказаного, невыясненного. И это совсем не игра. Еще же не вспомнили мы закавказских геттів. И в них был свой Ярріс, бык. Его показано на барельефе: Ярріс и у него в молитвенной позе стоит геттський царь,- помнишь? А о геттів же известно, что они также индоевропейская ветвь сплошного некогда народа. Очень древняя, может, одна из первых, что отломилась от основного ствола. С бегом времени и в скрещении с другими их язык уже набрала совершенно другой вид, но еще немало слов осталось в ней, неизменных с первобытных времен, нам понятных. Вот Урия. Разве же это не Юрий?
Вплоть упоминание о геттів вывела Богдана с его полусонной байдужности. Он подхватил:
- И этот уход какой-то части от еще сплошного массива есть даже упоминания в древних сагах, только их не понимали и до сих пор не понимают. Я имею в виду скандинавскую, где упоминается, что «царь асов имел свой удел в Закавказье...». Теперь, когда оказалось, что геттська язык - очень ранняя ветвь индоевропейских языков, становится понятно, что это за «владения за Кавказом».
- Итак, когда мы проведем пунктирную линию страны Ар-Тура в страны Ярріса, то можем считать, что это и будут відноги одного ствола... - начал было Теодор, но Богдан перехватил:
- Відноги? А где ствол?
- В стволе я вижу степи, травянистые прерии-пастбища. Причорноморщина вплоть до Каспия. То что мы сейчас здесь видим? Сплошную славянщину. А теперь послушаем, что сохранили этнографы о языческого бога Ярилы. Не кривись, Богданку, я по памяти,- Ярило это какое-то божество весеннего света и тепла, юной, напористой, донельзя возбужденной силы, любовной пристрасти плодородия. Овраги-лині игрища, гульбища, Ярилині шумные праздники с кулачными боями, забавами, ярмарками...
- ... сборищами многотисячних орд хиппи возле Стовнгендже,- насмешливо вставил Богдан.
- ... И все то отражено в нашем языке,- притворился, что не услышал реплики, Теодор.- Посмотрим, что говорит словарь Гринченко.- Теодор встал и снял с полки этого словаря.- А, вот: «Яр - весна. Яровой - весенний, тот, что развивается. Ярый - огня, молодой. Яритися - палаты. Яріти - сверкать, сиять. Яркий страстный. Яркость - мужское семя».
- Да это же Эрос! - вставил Богдан.
- Так, еще один аспект этого языческого бога...- А вот как белорусы представляли себе Ярилы. Это - молодой, красивый бог, разъезжает на белом коне, в белых одеждах, на голове венок из весенних полевых цветов, в левой руке горстка ржаных колосьев... босоногий! - Теодор вспомнил о другой образ Ярилы.
Он уже вынул с полки другую книжку, со словами:
- Это, пожалуй, тот геттський царь, жрец Ярріса, говорил от имени Ярріса, стоя в молитвенной позе, так: «Я тот, который одевает поля зеленью, а леса листьями, в моей власти плоды нив и деревьев, приплод стад и все, что на пользу людям. Все это я дарю тем, что уважают меня, и отбираю от тех, которые отворачиваются от меня...» Это я читаю по «Переяславского летописи»,- добавил Теодор.- Так выглядела, наверное, языческая литургия.
- Високомудро, что и говорить! - криво усмехнулся Богдан. Нет, сегодня с ним решительно не можно говорить.
- А вот как этнограф Терещенко пишет...- вынимает Теодор третью книгу.- В середине прошлого века он сам был на Ярилиних игрищах. «Женщины и мужчины сходились в трактир, там пели и танцевали до захода солнца. Потом выносили мужское чучело и клали его в гроб. Женщины подходили и рыдали: «Умер! Умер! Какой же он был хороший! Не встанет он больше! О, как же нам расставаться с тобой! И что же это за жизнь, когда тебя нет? Піднесись хоть на часиночку! Нет, он не встанет, не встанет!» Так долго голосили женщины, а затем проходили похороны. После этого - закуска и пьянка...»
- Это также языческая литургия? - еще больше скривился Богдан.- Все это примитивное! И это еще сто лет назад такое творилось?
Здесь уже Теодор рассердился.
- Но ведь эти живые картинки не выдуманные, они показывают, где ствол, откуда пошли відноги и к Атлантике, и в Закавказье. Простые люди оплакивали образное замирание производительных сил природы, а в королевских дворах любили себя называть Яр-Турами, Яромирами и Буй-Турами...
На этом оборвалась этот разговор, потому что и фильм уже давно кончился. Вот жаль!
|
|