Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ДОКИЯ ГУМЕННАЯ
Из книги «Прогулка аллеями мільйоноліть»
ЯРИЛО

Этот разговор возник случайно. Смотрели на телевидении фильм «Янки при дворе короля Артура», экранизированную повесть Марка Твена. Теодор вдруг спросил:

- Как ты думаешь, есть ли что общее между британским королем Артуром пятого века, палестинским библейским геттійцем Урією... и старинным славянским божищем Ярилой?

- Конечно, нет! - удивился Богдан.- Вот, ты все какое-то такое закрученное вопрос поставишь! Безусловно, ничего общего между этими тремя нет.

- Не могу с этим согласиться. Ничего нет общего во времени и окружении, это так. Но - и только. Велз в Британии пятого века и Палестину времен библейских царей поставить рядом не удастся, но Ярило... это...

- Ну, попросту бык-відтворець, что ли... Бугай...

- Понемногу, Богданку, не спеши с готовыми наклейками. Ярило как раз самый интересный из них.

- Не вижу, что там интересного. Я вот перечитывал труды этнографов прошлого века. Там этого языческого божка достаточно подробно освещены. Весьма примитивный культ... К тому же только в этнографических сборниках можно что-то узнать о Ярилы, ибо в наше рационалистически-атомово-електронічний возраст никаких следов культа Ярилы уже не замечается...

Теодор рассмеялся, показывая пальцем на экран, где именно появились маєстатичні колонны национальной английской гордости и всемирного чуда, Стовнгендже:

- А я вот вчера читал в газете, что по всей Англии в ночь Ярилиного празднования собираются к этому монументу для поклона богу Ярилі многотысячные массы.

- Э,- пренебрежительно махнул рукой Богдан.- Намусорят там, нагадять, а после них год придется чистить. Я этих хиппи к Стовнгендже за десять миль не допустил бы.

- А, кстати, есть у меня еще и такой вопрос,- вспомнил Федор,- пожирая глазами кадры на экране, тысячелетний загадочный ансамбль каменных великанов.- Вот почему названия удаленных друг от друга стран называются почти одинаково? Иран - в Азии, Іріє (Ірляндія) - на крайнем западе, а называются почти так же. А еще одна народность, на Кавказе, называется так же: Ірон. Хочешь в Средней Азии? И там есть, прошу: Айр'янем Веджо...

- Также не вижу никакого связи. Айр'янем Веджо - мит,- уперся Богдан. Он был сегодня в настроении отрицать все, что услышит от своего друга.- Все это просто случайное совпадение.

- А вот даже в древнейших греческих легендах о сотворении мира является бог с таким же именем: отец первых богов-олимпийцев называется Уран. Тот самый Урия, Ир, Яр...

- То, может, с этого надо и начинать,- оживился Богдан.- Кто же они такие, те, что эту легенду создали? Эту про отца Урана и мать Гею...

- Не чужой нам Гею, богиню земли...- вставил Теодор.

- Наверное, не сами греки, а их прадеды. Но какие? Да и греки имеют своего Ареса, ресница в них солдат. А вообще, это слово универсальное. Ет, эта словесная игра в мячик Ар-Яр меня совсем не захватывает! - подытожил Богдан неуместную дискуссию, зевнул и начал внимательнее следить за кадрами на экране.

- Ну, нет, я так не играюсь! - возразил Теодор.- Еще много чего есть несказаного, невыясненного. И это совсем не игра. Еще же не вспомнили мы закавказских геттів. И в них был свой Ярріс, бык. Его показано на барельефе: Ярріс и у него в молитвенной позе стоит геттський царь,- помнишь? А о геттів же известно, что они также индоевропейская ветвь сплошного некогда народа. Очень древняя, может, одна из первых, что отломилась от основного ствола. С бегом времени и в скрещении с другими их язык уже набрала совершенно другой вид, но еще немало слов осталось в ней, неизменных с первобытных времен, нам понятных. Вот Урия. Разве же это не Юрий?

Вплоть упоминание о геттів вывела Богдана с его полусонной байдужности. Он подхватил:

- И этот уход какой-то части от еще сплошного массива есть даже упоминания в древних сагах, только их не понимали и до сих пор не понимают. Я имею в виду скандинавскую, где упоминается, что «царь асов имел свой удел в Закавказье...». Теперь, когда оказалось, что геттська язык - очень ранняя ветвь индоевропейских языков, становится понятно, что это за «владения за Кавказом».

- Итак, когда мы проведем пунктирную линию страны Ар-Тура в страны Ярріса, то можем считать, что это и будут відноги одного ствола... - начал было Теодор, но Богдан перехватил:

- Відноги? А где ствол?

- В стволе я вижу степи, травянистые прерии-пастбища. Причорноморщина вплоть до Каспия. То что мы сейчас здесь видим? Сплошную славянщину. А теперь послушаем, что сохранили этнографы о языческого бога Ярилы. Не кривись, Богданку, я по памяти,- Ярило это какое-то божество весеннего света и тепла, юной, напористой, донельзя возбужденной силы, любовной пристрасти плодородия. Овраги-лині игрища, гульбища, Ярилині шумные праздники с кулачными боями, забавами, ярмарками...

- ... сборищами многотисячних орд хиппи возле Стовнгендже,- насмешливо вставил Богдан.

- ... И все то отражено в нашем языке,- притворился, что не услышал реплики, Теодор.- Посмотрим, что говорит словарь Гринченко.- Теодор встал и снял с полки этого словаря.- А, вот: «Яр - весна. Яровой - весенний, тот, что развивается. Ярый - огня, молодой. Яритися - палаты. Яріти - сверкать, сиять. Яркий страстный. Яркость - мужское семя».

- Да это же Эрос! - вставил Богдан.

- Так, еще один аспект этого языческого бога...- А вот как белорусы представляли себе Ярилы. Это - молодой, красивый бог, разъезжает на белом коне, в белых одеждах, на голове венок из весенних полевых цветов, в левой руке горстка ржаных колосьев... босоногий! - Теодор вспомнил о другой образ Ярилы.

Он уже вынул с полки другую книжку, со словами:

- Это, пожалуй, тот геттський царь, жрец Ярріса, говорил от имени Ярріса, стоя в молитвенной позе, так: «Я тот, который одевает поля зеленью, а леса листьями, в моей власти плоды нив и деревьев, приплод стад и все, что на пользу людям. Все это я дарю тем, что уважают меня, и отбираю от тех, которые отворачиваются от меня...» Это я читаю по «Переяславского летописи»,- добавил Теодор.- Так выглядела, наверное, языческая литургия.

- Високомудро, что и говорить! - криво усмехнулся Богдан. Нет, сегодня с ним решительно не можно говорить.

- А вот как этнограф Терещенко пишет...- вынимает Теодор третью книгу.- В середине прошлого века он сам был на Ярилиних игрищах. «Женщины и мужчины сходились в трактир, там пели и танцевали до захода солнца. Потом выносили мужское чучело и клали его в гроб. Женщины подходили и рыдали: «Умер! Умер! Какой же он был хороший! Не встанет он больше! О, как же нам расставаться с тобой! И что же это за жизнь, когда тебя нет? Піднесись хоть на часиночку! Нет, он не встанет, не встанет!» Так долго голосили женщины, а затем проходили похороны. После этого - закуска и пьянка...»

- Это также языческая литургия? - еще больше скривился Богдан.- Все это примитивное! И это еще сто лет назад такое творилось?

Здесь уже Теодор рассердился.

- Но ведь эти живые картинки не выдуманные, они показывают, где ствол, откуда пошли відноги и к Атлантике, и в Закавказье. Простые люди оплакивали образное замирание производительных сил природы, а в королевских дворах любили себя называть Яр-Турами, Яромирами и Буй-Турами...

На этом оборвалась этот разговор, потому что и фильм уже давно кончился. Вот жаль!