Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Идея духовного богатства человека в романе А. Гончара «Собор»

Олесь Гончар - сложная фигура в украинской литературе. Он не боялся откликаться на самые противоречивые проблемы, которые ставило время, поэтому его произведения оставляют неоднозначное впечатление. Сложные проблемы бытия человека в обществе нашли свое воплощение в романе «Собор», судьба которого сложилась непросто. Определенная публицистичность романа обостряла поставленные проблемы, поэтому автор подвергся гонениям за свое произведение.
Роман был написан в 1963-1967 годах. После выхода в свет его сразу же раскритиковали, потому что нарушена автором проблематика - воспитание духовности, экологическое вопрос, осуждение карьеризма - не могла быть по душе многим функционерам, наделенным властью. В романе вслух было сказано о многочисленные общественные неурядицы - и в этом его большое общественное значение.
Теперь, когда возможность высказаться - это право каждого, актуальность проблематики все же остается важной. Новые общественные реалии не мешают видеть то самое ценное, что содержит произведение: общечеловеческий призыв к возвышению соборов собственных душ. А именно это ли не самый актуальный в наше прагматичное время, когда культ материального начинает вырастать до всепоглощающих размеров.
Во все времена люди по-разному относились к жизни, духовных ценностей и материальных выгод, шли неодинаковыми путями к своей цели. Но неизменно всем этим людям нужна была вера, какие бы формы не приобретал ее символ. Без веры человек теряет ту жизненную опору, что дает силы и делает его существование осмысленным. Эта мысль Гончара постоянно звучит со страниц романа.
Не могла критика того времени не среагировать на эту крамольную идею произведения. Тем более, что собор фигурировал в произведении и как реальная культовое сооружение. Таким образом, и буквальности, и символичность прочтения этого образа были не по вкусу идеологической цензуре.
Надо сказать, что отношение к собора в романе В. Гончара является той лакмусовой бумажкой, которым автор проверяет героев произведения на справедливость и на духовное величие. Не случайно Гончар проводит историческую параллель: махновцы врываются в собор и встречают на страже знаменитого Яворницкого. Здесь соревнуются исконные Строитель и Разрушитель. Один хранит вечную родительскую славу и красоту, оставленную предками для будущих поколений; втором не дают покоя лавры Герострата: уничтожить созданное кем-то и этим увековечить свое имя.
Времена меняются, а суть борьбы остается та же. Выдвиженец Зачиплянки Володька Лобода совсем равнодушен к собору. Снести его и на этом месте построить крытой рынок - такой подход к замечательной исторической достопримечательности нельзя лучше иллюстрирует скудность Володьчиної натуры. Интересы собственной карьеры для Лободы прежде всего. И читателю не приходится удивляться, что такой человек, который ничем не пренебрегает для удовлетворения собственных потребностей, отдала отца в дом престарелых, чтобы сбыться лишних хлопот. Стоит сознательно преступить нравственный закон лишь один раз, чтобы подобные поступки вошли в привычку.
И, видимо, злая судьба ждала бы древний казацкий собор, если бы не чувствительные к красоте зачеплянке, что встали на оборону этого шедевра исторической архитектуры. Но дело не только в удивительной архитектуре. Речь шла об уважении к памяти тех, чьим трудом и верой возведен был собор.
Иван, Вера, Николай Баглай, слепой Костя, танкист в прошлом, Елька, Изот Лобода, отец Володьки и еще много тружеников, жителей Зачиплянки, решительно защищают собор. Все они не лишены каких-то человеческих пороков, потому что не бывает людей идеальных. Однако всех объединяет и душевное величие, которая возвышает человека более серостью будней и каким-то неизвестным чутьем позволяет распознать, что в этом мире бренно, а что - вечное. Всех этих защитников собора объединяет высказанная автором мысль: еще неизвестно, какие соборы оставим по себе, поэтому никто не давал права уничтожать то, что оставили нам в наследство.
В высокое небо стремительно вздымаются купола величественного храма. Они несут свое сияние более дымами металлургического завода, который расположился вблизи Зачиплянки. Контрастируя своей чистотой с этими позорными рукотворными облаками - досадным следствием человеческой деятельности - собор стоит живым напоминанием о том, что каждому человеку належигь оставить свой хороший след на земле. Горько думать, что таким следом может оказаться отравление и уничтожение прадедовского края.
Значительно лучше, если бы о величии человеческого рода, силу и красоту его духа свидетельствовали Соборы, нетленные храмы, которые давали бы воодушевление и лелеяли бы гордость за предков у грядущих поколений.