9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Сатирическое изображение царской империи в поэмах Тараса Шевченко «Сон» и «Кавказ»
Долго еще на семь мире
Палачам властвовать?
Т. Г. Шевченко
Тарас Шевченко принадлежит к крупнейшим народных поэтов всемирной истории литературы. Его поэзия национальная и интернациональная. Он преподнес не только тему украинского народа, что стонал под гнетом царизма, но и других порабощенных наций. В своих произведениях великий поэт страстно становился на защиту угнетенных, обличая и осуждая тех, кто издевался над народов, унижал их. Поэмы «Сон» и «Кавказ» является свидетельством большой гражданской смелости Шевченко, несокрушимости его духа.
Поэму «Сон» великий Кобзарь в подзаголовке назвал «комедией». Такое жанровое определение подчеркивало ее обличительный, сатирический характер.
Основное идейное направление Шевченкового «Сна» - политическое осуждение царизма как института власти. Образ царя Николая И является олицетворением самодержавия с его человеконенавистническими, хищническими принципами. Внимание лирического героя, по моему мнению, больше всего сосредоточена на этом образе. Свой гнев и возмущение рассказчик направляет прежде всего против царя. Ибо все, что творится на закріпаченій Украине, в каторжном Сибири, в столичном Петербурге, - узаконенное монархом, все преступления освящаются его всевластным именем.
Острие Шевченко сатиры прежде всего направлено против великодержавных «богов» - царя и царицы. Сатирические портреты этих крупнейших вельмож империи перерастают в карикатуры. «Батюшка - царь «сердитый», «цвенькає», вылез, «как будто из берлоги медведь», «еле-еле переносит ноги», от похмелья аж посинел, «вылупил зенки со лба», «как бешеный кричит» и т.д. Беспощадно высмеивает поэт и царицы. Она «языков засушенный опенок, тонкая, длинноногая, да еще и на беду, сердешне, хита головой», «языков и цапля между птицами, скачет, бодрится». Великодержавная пара, «как сычи надутые», советуются «в отечестві... и новых петлицах, и в муштрах новее». Соседство в художественном контексте слов «отечество», «муштра», «петлицы» бесспорно, вполне понятно, оно раскрывает, что империя только и держится на военной силе и штыках.
Здесь же автор гневно корит придворную знать, этих «блюдолизів», ревностных служителей империи. Они «золотом облиты», «как кабаны откормленные - мордастые, пузатые».
Вершиной Шевченкового сатирического смеха является гротескная картина, которую Иван Франко назвал «генеральным мордобитієм». Она раскрывает всю механику Российской империи, где все решается насилием. Итак, в поэме «Сон» идея разоблачения империи и борьбы против нее является сквозной. Согласно трикартинної композиции произведения поэт трижды, каждый раз по-другому, провозглашает ее: первый раз - в риторическом вопросе «долго еще на семь мире палачам господствовать?», второй раз - в лирическом обращении к революционера-кайданника - разбрасывать свои думы-цветы, третий раз - в картине, где изображено царя после того, как исчезла его опора. Мы видим, как глубоко продуманная композиционная система помогает точному, яркому воплощению идейного содержания.
Великий певец порабощенного народа понимал, что в таком же угнетенном состоянии, как и украинский народ, находились и другие народы России. Наряду с поэмой «Сон» и многими другими произведениями, посвященными судьбе Украины, он пишет пламенный произведение «Кавказ». Мировоззрение Шевченко расширяется. Отражая интересы и стремления трудящихся масс Украины, поэт в то же время обнаруживает глубокое понимание того, что положение всех угнетенных народов Российской империи одинаковое.
Поэма «Кавказ» отличается исключительным богатством сатирических средств. Так, изображая царскую Россию как тюрьму народов, которую император и его слуги хотят выдать за страну всеобщего благоденствия, автор с сарказмом замечает:
А тюрьмы, а люду!..
Что и ведет!
Од молдаванина до финна
На всех языках эссе молчит,
Ибо благоденствует!
Читая поэму, мы чувствуем ненависть поэта к грабительской политики самодержавной России, к сатрапов-колонизаторов, слезами и кровью заливают земли горцев:
За горами горы, окутанные облаком,
Засеяны горем, кровию политы...
Проникшись болями кавказских народов, автор изливает свой праведный гнев в строках, что клеймят захватническую политику Российской империи, которая держится на крови и насилии.
А слез, а крови? Напоит
Всех императоров бы стало...
Не реки - море разлилось,
Огненное море.
Читатель вместе с поэтом испытывает гнев, когда речь идет о господ-либералов, которые только на словах защищали народ:
Вы любите на брату
Шкуру, а не душу! -
с негодованием бросает он «старшим братьям».
Болея за судьбу угнетенного люда, автор выражает твердую уверенность в освобождении порабощенных народов от колониального ига:
Встанет правда! Встанет воля!...
Борітеся - поборете!
Эти лозунги-призывы стали крылатыми на века.
С теплотой и любовью выписанный в поэме образ Прометея. Как символ непокорности, мужества и свободолюбия народов Кавказа:
...и не выпьет
Живительной крови,
Оно снова оживает
И смеется снова.
В безсмерті Прометея - бессмертие народа. Уверенно звучат слова поэта:
Не умирает душа наша,
Не умирает воля.
В поэме «Кавказ» автор развенчивает захватническую политику царского самодержавия и прославляет свободолюбивый дух народов Кавказа и всех народов мира.
Порожденные конкретными историческими условиями прошлого века, идеи и образы поэм «Сон» и «Кавказ» своему значению выходят за пределы той эпохи, потому что в них отразились такие закономерности общественного развития, которые предоставляют им жизненной силы на века. Ненавидя войну, Тарас Шевченко призвал угнетаемые народы России воевать против общего врага - Российской империи.
|
|