Павел Арсеньевич Грабовский прожил всего тридцать восемь лет, из них двадцать лет скитался в ссылке, гибов в холодных тюрьмах под надзором царских прихвостней. Но ничто его не сломало. Не перестаешь восхищаться цельностью и устойчивостью революционных убеждений писателя, его трудолюбием и необыкновенной порядочностью.
Произведения Грабовского проникнуты высокими помыслами, которые толкуются просто: художник должен служить своему народу.
Эстетической программой Павла Арсеновича можно считать стихотворение "Я не певец чудовної природы", который посвящен теме роли художника в общественной жизни и является своеобразным продолжением мыслей писателя, изложенных в статье "Кое-что о творчестве поэтическую". Грабовский развенчивает теорию "искусства для искусства", за которой искусство должно быть независимым от общественной жизни, свободным от политики и служение народу.
Писатель утверждает: главная задача настоящего мастера слова заключается в правдивом отражении жизни, борьбы трудящихся за свои права. Нельзя восхищаться красотой природы, когда "языков чем, вражья везде стон мужика". Стихотворение построено на антитезе - противопоставлении обязанностей настоящего поэта певцу "райскіх снов", которых никогда не может быть в условиях эксплуататорского общества.
Читателя поражают произведения, в которых изображена подневольной жизни труженика.
В произведении "К матери" поэт словно живет ее горем и болью. Трудно поэту, но еще хуже его матери, которая стонет "сама в печали". В своеобразном диалоге сына и матери осуждается тогдашняя действительность.
Ни одного читателя не оставит равнодушным произведение "Труженица", который описывает жизнь простой сельской учительницы. Она была теплым лучом: детям - заменяла мать, для взрослых была искренним советчиком в трудную минуту:
В ненастье, стужу нищую,
(Видимо, сама сирота!)
Зайдет в хижину нуждающегося.
Словом всех повіта.
Учительница умерла. Что означает эта потеря для детей и родителей? Уже никогда не будет в их окружении того доброго человека, которая дарила им тепло и доброту. С невыразимой болью прощается село со своей "мамочкой":
Горько родители зарыдали.
Вплоть надривались малые.
В творческом наследии Павла Грабовского есть цикл стихов, посвященных товарищу по ссылке - Надежде Константиновне Сигиді. Особой поэтичностью поражает нас произведение «К Н.К.СЛ
Такой определенной, святой,
Такой родной, как ты,
Такой искренней, простой, -
Уже больше, пожалуй, не найти.
Писатель воспевает душевную и внешнюю красоту своей единомышленницы, которая была педагогом и революционером одновременно. Сослана на каторгу, она мечтала создать там школу для обучения катаржанських деток. В 1889 году Сигида стала жертвой трагедии. П. Грабовский всю свою жизнь помнил эту кроткую человека, завещал положить в его гроб прядь волос, подаренное Надеждой Константиновной.
Рассматривая литературное наследие П.грабовского, анализируя его жизнь, удивляешься, как ему все-таки хватило сил, чтобы выстоять. И все это ради своих идеалов! Интересно, найдется ли сейчас такой человек, которая была бы похожа на Грабовского? В наше трудное время нужны такие люди. Если бы роны были среди наших государственных руководителей, то наверное, не было бы такой ужасающей кризиса в нашей стране.