Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Василий Чумак

(1901-1919)

Василий Чумак

Три первые стихи поэта “К труда”, “Не вам”, “Далее” были опубликованы в ноябре в 1917p., a 1918p. раздался свежий, бодрый голос поэта:

Больше надежды, братья!

Места сомнения нет -

смело и прямо идти,

шире ступать к цели

с мощью, что скалы лама.

Эти строки, впоследствии положены на музыку, стали одной из любимых песен повстанцев, которые видели в революции освобождение от социального и национального гнета. Однако самого поэта среди них уже не было. Вместе с Г. Михайличенко и К. Ковалевой в ночь с 20 на 21 ноября 1919г. Василий Чумак был расстрелян деникинцами в Киеве. На тот время поэту не исполнилось и девятнадцати лет.

Родился В. Чумак 7 января 1901г. в городке Ичня на Черниговщине. “Родители - небогатые крестьяне-земледельцы”, как отмечал сам поэт, отвечая на вопросы анкеты общества “Время”. Учился после начальной школы в Ичнянском чотирикласному училище (1910 - 1914) и Городнянский гимназии (1914 - 1918), ежегодно принося родителям похвальные листы. Очень рано почувствовал склонность к поэтическому творчеству. Первый стих в прозе “написал в в 1910 году на местном жаргоне”.

Рано сформулировалась и национальное сознание поэта, о чем свидетельствуют уже первые известные нам стихи (“Песни былых времен”, 1913):

Пробудитесь, орлы сизые,

Славные казаки,

Заверните былую славу

Украины-неньки.

Быстро проходит пора ученичества, и за три года (1917 - 1919). Чумак становится первостепенным поэтом, общественным и культурным деятелем. Первая и единственная книга стихов “Запев” была подготовлена еще самим автором, но увидела свет уже после его трагической гибели от рук деникинцев. Книга оказала большое влияние на развитие революционно-романтического направления в украинской поэзии, а имя ее автора ставили рядом с П. Тычиной, В. Елланом, М. Семенко. Усвоив уроки модернистов, он сумел уже после М. Вороного, В. Олеся и Г. Чупринки создать что-то принципиально новое. Это был поэт, в творчества которого уже четко наметился демократический идеал:

...Пусть летят мои думы-песни-метеоры -

Не в дворцы громкие, не в бескрайние голубые просторы,

А в хижину человеческую, где в углах поселились нищета.

Мои песни просты и рабочем сердечные родные.

Книга начинается циклом “Из утренних настроений”, затем поэт как бы возвращается к своим модернистских настроений, вплетая в циклы “Мрійновтома” и “Осеннее” минорные мотивы сумму, умирание, даже определенные религиозные ассоциации. Однако здесь есть и намек на февральско-мартовские события, и возражения декадентских мотивов:

В перебіжнім шумовинні

звена-брызги марсельез:

пусть погибнет, пусть погибнет

мрійновтома сонных плес.

(“Мартовский каламут”)

Порывистый ритм, мелодичность интонации, оригинальные метафоры, благозвучные рифмы и асонанси, характерные эпитеты-прокладки, лаконизм выражения - все это выражает природный поэтический талант, который опирается на национальные художественные традиции и обогащенный всеми достижениями поэтической, художественной культуры, В своих творческих поисках поэт порой достигал виртуозности, как в стихотворении “Ой, там в поле - на обножку”:

Ой и погасли... - те угольки -

замерзли васильки в пределы...

...Белый мотылек несется и несется,

белая бабочка сніжин.

Не менее совершенный и стих “Обніжок”, где в одной строфе передано целую гамму настроений:

Утром - росы. Бредить. Молчать.

Колос. Шум. Василька. Вновь василька.

Душица. Клевер. Грусти немножко.

Утром - росы. Бредить. Молчать.

В стихах “Облетели лепестки моих сказок”, “Астры”, “Гирлянды тусклых бусы”, “Несли гроб твою” определенно заметные влияния эстетики модернизма и, понятное дело, впечатления от пребывания в тюрьмы и подполье.

И, наконец, “Цикл социального”. Триптих “Красный запев” впоследствии займет свое место во всех хрестоматиях и антологиях этого периода:

Роем-роем-роем

землю как будто кроты;

из углов пресмыкаемся змеями,

сеем-сеем-сеем

буйные красные цветы...

В 1918 - 1920 pp. Киев двенадцать раз переходил из рук в руки самых разных политических и военных сил. Вот почему “где-то за решеткой-стенами... ранки издыхают ясные”, вот почему надо было бросать в лицо власть имущих: “Властителя мира с коронами, уже ненужные вы нам”. Таким же призывом к борьбе есть и второе стихотворение триптиха, а третий заканчивается лівацьким рефреном “мы гимны тебе заплели, красный тероре!”. Подобная лирика поощрялась большевистскими идеологами.

Цикл “Революция”, что вмещает пять восьмирядкових стихов-миниатюр, - это своеобразный лиро-эпос суток, что однозначно приветствуется поэтом. Найдем здесь широко цитируемые строки: “на кремень - крицу: будет мир! Мы тверды, как гранит”, потому что “творим блеск, и творим дня!”. Это и был манифест нового революционного искусства. Интересно, что в четвертом стихе (он, кстати, имеет два варианта), как и первый, меняется символика цветов; если в первом: “Выше их! До голубизны! Мы птицы!”, то во втором - “Туда - в красные берега - с низин. Туда! Мы - крылья! Птицы!”. Если в поэтических циклах “С утренних настроений”, “Мрійновтома”, “Осеннее” преобладают “белые-белые души нарциссов”, “голубая даль”, “злотні тополя”, то в Цикле социального” доминирует красный цвет. Очень характерный предпоследний произведение цикла (“Жертва”), ведущая мысль какого - оправдание самопожертвования (и жертв?) во имя революции, революционного искусства:

На плакатах не атрамент. И не краски. Кровь.

Кисти-пучки умочайте в коллектив-ведро.

А вот как это обыграно в программной статьи В. Чумака “Революция как источник”: “незримые струны Дрожат сочетание, и молекула-искусство горит, ятриться, брызгает кровью и погасає, и вновь горит - сыплет искрами слов, красок, згуку, черпая творческий материал с источников революционной действия...”

Талантливый поэт, юноша, по сути, был захвачен магией преобразований, и его видения будущего окутаны дымкой утопии. Но следует признать теперь, - они прячут в себе и “оскал разбуженного зверя”. Не потому ли его поэзия, хотя имела и свой национальный, народотворчий смысл хотя бы благодаря потенции живого художественного слова, была так высоко приподнятая в последующие страшные времена?

В. Чумак был не только поэтом, но и способным прозаиком. Три рассказа - “Товарищ” (на русском языке), “Что было” и “Пожелтевшие страницы” - посвященные старой школе, среда которой автор хорошо знал. Этюд “Брызги подснежник” отражает настроения учащихся гимназии после Февральской революции. Эскиз “Брату - руку” содержит полемику с пролеткультівськими поэтами, которые утверждали, что “только в городе возможны и движенье, и борьба”. Как своеобразную мемуарную прозу следует рассматривать и тюремный дневник В. Чумака “За решеткой”.

 

 

С. Крыжановский

История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.