Василий Чумак
Три первые стихи поэта “К
труда”, “Не вам”, “Далее” были опубликованы в ноябре в 1917p.,
a 1918p. раздался свежий, бодрый
голос поэта:
Больше надежды, братья!
Места сомнения нет -
смело и прямо идти,
шире ступать к цели
с мощью, что скалы лама.
Эти строки, впоследствии положены
на музыку, стали одной из любимых песен повстанцев, которые видели в революции
освобождение от социального и национального гнета. Однако самого поэта среди них
уже не было. Вместе с Г. Михайличенко и К. Ковалевой в ночь с 20 на 21
ноября 1919г. Василий Чумак был расстрелян деникинцами в Киеве. На тот
время поэту не исполнилось и девятнадцати лет.
Родился В. Чумак 7 января
1901г. в
городке Ичня на Черниговщине. “Родители - небогатые крестьяне-земледельцы”, как
отмечал сам поэт, отвечая на вопросы анкеты общества “Время”. Учился
после начальной школы в Ичнянском чотирикласному училище (1910 - 1914) и
Городнянский гимназии (1914 - 1918), ежегодно принося родителям похвальные листы.
Очень рано почувствовал склонность к поэтическому творчеству. Первый стих в прозе “написал в
в 1910 году на местном жаргоне”.
Рано сформулировалась и
национальное сознание поэта, о чем свидетельствуют уже первые известные нам стихи
(“Песни былых времен”, 1913):
Пробудитесь, орлы сизые,
Славные казаки,
Заверните былую славу
Украины-неньки.
Быстро проходит пора ученичества, и за
три года (1917 - 1919). Чумак становится первостепенным поэтом, общественным и
культурным деятелем. Первая и единственная книга стихов “Запев” была подготовлена еще
самим автором, но увидела свет уже после его трагической гибели от рук
деникинцев. Книга оказала большое влияние на развитие революционно-романтического
направления в украинской поэзии, а имя ее автора ставили рядом с П. Тычиной, В.
Елланом, М. Семенко. Усвоив уроки модернистов, он сумел уже после М.
Вороного, В. Олеся и Г. Чупринки создать что-то принципиально новое. Это был поэт, в
творчества которого уже четко наметился демократический идеал:
...Пусть летят мои
думы-песни-метеоры -
Не в дворцы громкие, не в
бескрайние голубые просторы,
А в хижину человеческую, где в
углах поселились нищета.
Мои песни просты и рабочем сердечные
родные.
Книга начинается циклом “Из утренних
настроений”, затем поэт как бы возвращается к своим модернистских настроений,
вплетая в циклы “Мрійновтома” и “Осеннее” минорные мотивы сумму, умирание,
даже определенные религиозные ассоциации. Однако здесь есть и намек на февральско-мартовские
события, и возражения декадентских мотивов:
В перебіжнім шумовинні
звена-брызги марсельез:
пусть погибнет, пусть погибнет
мрійновтома сонных плес.
(“Мартовский каламут”)
Порывистый ритм, мелодичность интонации,
оригинальные метафоры, благозвучные рифмы и асонанси, характерные
эпитеты-прокладки, лаконизм выражения - все это выражает природный поэтический талант,
который опирается на национальные художественные традиции и обогащенный всеми достижениями
поэтической, художественной культуры, В своих творческих поисках поэт порой достигал
виртуозности, как в стихотворении “Ой, там в поле - на обножку”:
Ой и погасли... - те
угольки -
замерзли васильки в пределы...
...Белый мотылек несется и
несется,
белая бабочка сніжин.
Не менее совершенный и стих
“Обніжок”, где в одной строфе передано целую гамму настроений:
Утром - росы. Бредить.
Молчать.
Колос. Шум. Василька. Вновь
василька.
Душица. Клевер. Грусти
немножко.
Утром - росы. Бредить. Молчать.
В стихах “Облетели лепестки моих
сказок”, “Астры”, “Гирлянды тусклых бусы”, “Несли гроб твою” определенно
заметные влияния эстетики модернизма и, понятное дело, впечатления от пребывания в
тюрьмы и подполье.
И, наконец, “Цикл социального”.
Триптих “Красный запев” впоследствии займет свое место во всех хрестоматиях и
антологиях этого периода:
Роем-роем-роем
землю как будто кроты;
из углов пресмыкаемся змеями,
сеем-сеем-сеем
буйные красные цветы...
В 1918 - 1920
pp. Киев
двенадцать раз переходил из рук в руки самых разных политических и военных
сил. Вот почему “где-то за решеткой-стенами... ранки издыхают ясные”, вот почему надо
было бросать в лицо власть имущих: “Властителя мира с коронами, уже ненужные вы
нам”. Таким же призывом к борьбе есть и второе стихотворение триптиха, а третий
заканчивается лівацьким рефреном “мы гимны тебе заплели, красный тероре!”.
Подобная лирика поощрялась большевистскими идеологами.
Цикл “Революция”, что вмещает
пять восьмирядкових стихов-миниатюр, - это своеобразный лиро-эпос суток, что
однозначно приветствуется поэтом. Найдем здесь широко цитируемые строки: “на кремень -
крицу: будет мир! Мы тверды, как гранит”, потому что “творим блеск, и творим дня!”.
Это и был манифест нового революционного искусства. Интересно, что в четвертом стихе
(он, кстати, имеет два варианта), как и первый, меняется символика цветов;
если в первом: “Выше их! До голубизны! Мы птицы!”, то во втором - “Туда - в
красные берега - с низин. Туда! Мы - крылья! Птицы!”. Если в поэтических циклах “С
утренних настроений”, “Мрійновтома”, “Осеннее” преобладают “белые-белые души
нарциссов”, “голубая даль”, “злотні тополя”, то в Цикле социального”
доминирует красный цвет. Очень характерный предпоследний произведение цикла (“Жертва”),
ведущая мысль какого - оправдание самопожертвования (и жертв?) во имя революции,
революционного искусства:
На плакатах не атрамент. И
не краски. Кровь.
Кисти-пучки умочайте в
коллектив-ведро.
А вот как это обыграно в
программной статьи В. Чумака “Революция как источник”: “незримые струны Дрожат
сочетание, и молекула-искусство горит, ятриться, брызгает кровью и погасає, и
вновь горит - сыплет искрами слов, красок, згуку, черпая творческий материал с
источников революционной действия...”
Талантливый поэт, юноша, по
сути, был захвачен магией преобразований, и его видения будущего окутаны
дымкой утопии. Но следует признать теперь, - они прячут в себе и
“оскал разбуженного зверя”. Не потому ли его поэзия, хотя имела и свой
национальный, народотворчий смысл хотя бы благодаря потенции живого художественного
слова, была так высоко приподнятая в последующие страшные времена?
В. Чумак был не только поэтом,
но и способным прозаиком. Три рассказа - “Товарищ” (на русском языке), “Что было” и
“Пожелтевшие страницы” - посвященные старой школе, среда которой автор хорошо
знал. Этюд “Брызги подснежник” отражает настроения учащихся гимназии после Февральской
революции. Эскиз “Брату - руку” содержит полемику с пролеткультівськими
поэтами, которые утверждали, что “только в городе возможны и движенье, и борьба”. Как своеобразную мемуарную прозу
следует рассматривать и тюремный дневник В. Чумака “За решеткой”.
С. Крыжановский
История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь,
1998.