9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Григорий Сковорода
Богатство художественных образов в творчестве Григория Сковороды
Прямые и косвенные понятие очень широко использует Григорий Сковорода, взяв их из Закона Божьего, т.е. Библии, или мира символов, как их собственное называет сам автор. Существует один большой круг (макрокосм), вселенная, неустанно движется по своей траектории, в нем вброшенный круг малое - человек, который тоже должен двигаться не останавливаясь, вместе со вселенной, если один круг остановится хоть на мгновение, то это и будет конец всему существованию, конец бытию.
Мы встречаем круг в образе змея в кольце, где голова ему начало, а хвост - конец. Скручиваясь в кольцо, он и составляет сочетание этих двух антиномий: начала и конца, или начальную и конечную буквы греческого алфавита: альфы и омеги.
В конце концов, имеем твердь под ногами, что также неслучайно имеет вид шара, где пересекаются разные по своему назначению пути человеческие, а это уже прямые понятия. Если посмотреть на земной шар, изображенную прозрачной, то тогда бы мы имели возможность увидеть их своими руками. Но образ плачу и образ веселого сердца, хоть и являются двумя различными понятиями, двумя концами одной палки, мы не можем сказать, что они делят мир пополам, потому что они-таки и есть одна палка, а также характеризуют одно понятие не материального, а невидимого мира, а именно человеческое чувство, что само по себе является нейтральным, и только склонность человека к тому или другому концу палки рисует перед нами это чувство,-то в позитивном, то в негативном свете. Здесь тупика нет. Только надо иметь контроль над чувствами и страстями. И опять-таки, путем преодоления всего является стремление человека отыскать истину, а найдя, тем самым приблизиться к Богу.
Бог является непреодолимым, неосягненним, и непостижимым человеческим испорченным умом. Он является вездесущим, все проницательным для человека и всего живого, первым чудом из чудес. Вся вселенная, вся жизнь или, как его называет Сковорода, «хаос морской», расположенный по определенной иерархией. Если хорошо присмотреться, то увидим этот рисунок в пирамидальной форме, от широчайшего круга, что его составляет, земной шар, то есть этот круг еще и снизу имеет шар, сферу, к наивысшей ступени этой пирамиды, до ее вершины, на которой и находится самое гениальное Божье создание, то есть человек, но и, что стремится быть на этой высоте не ради собственного совершенства всех своих прихотей, а человек, стремящийся сближенный с Богом, поэтому и стоит на самом верху пирамиды.
У подножия этой пирамиды находится «море хаоса» с большими хищными волнами, но чем больше человек тянется к Богу, тем выше она стоит на пирамидальной лестнице, и тем дальше она от этих алчных волн, тем не доступнее она для них, а вверху и вокруг окутывает нас со всех сторон, проникая внутрь всего сущего и живого, до самых сакральных уголков каждого существа, наш Создатель, Бог. Поэтому и есть каждое наше действие им управляемая, поэтому и становится Он, когда нужно, нам на пути, чтобы не учудили чего-то совсем ужасного, чего бы невозможно было уже исправить. Когда ступень такой иерархической пирамидки, кроме нижнего, то есть земного шара, является в виде конца, но с гранями вроде многоугольника, но правильной формы, симметричный. Именно эти грани или ребра, и являются нашими путями, что наконец сближают нас с Истиной. Поэтому посмотрев внимательно и придирчиво на эти грани, с откровенным сердцем мы видим, что они не пологие, а некоторые из них крутые, почти отсечные, поэтому они и отпугивают человека, шукаючу простой дороги для себя. И лишь некоторые смельчаки решаются переться по отвесным тропам с выбоинами, поэтому на них трудно взбираться, но трудно взлететь и до конца - в бездну, «морской стихии», а не то, что для людей, которые выбрали широкую, пологую, гладкую, но весьма скользкую дорогу, подъем. Они падают, а подняться больше не имеют возможности, и волны с радостью и злорадством, без предварительного сожаления за такими неудачниками, поглощают их, увлекая за собой в бездну и бескрайнее «море», в свое кипящее пекло, что искажает вроде зіпсутого зеркала твердь и небесную мощь.
С этим надо бороться, ибо пребывание на дне «моря» вряд ли приятное и радостное, И Господь нашел этот выход для нас, послав на землю единственного своего сына - Иисуса Христа ради нашего спасения. А перед тем избрал еще одного человека, кроме того, - женщину, для борьбы с адом дьявольским, Матерь Христову - Марию, что первородный грех ее не коснулся.
На картинах, признанных миром, Марию изображают или на шаре земном, как это видим у Григория Сковороды, или на луне, или облаке. Но это ничего не меняет, потому и шар земной сферой, и месяц мы видим в таком виде, хоть и не всегда,потому что другой сторону его закрыт для наших глаз тенью, и тучка - это тоже сфера, разве только несколько странная, потому что не каждый может видеть в ней символ Небесной Тверди, а также символ венца Богородицы на Царицу неба и земли. Эти выше описанные сферы, символизируя зло, обвивает змей, а голову ему душит пятой Богородица. Именно в такой способ и Сковорода обрисовал этот образ Богородицы на земном шаре, что ведет неустанную борьбу с искушением, с дьяволом, с адом, с «морем хаоса», со сплошным беспорядком, царящим в мире, пытаясь также вести нас путем истины, дорогой, которая не является невозможной, потому ней шел Христос. Поэтому каждый имеет свой путь, а значит, свой крест, который должен принимать не как пытка, а лишь как очищение собственного естества, через путь катарсиса пройти к Царству Вечному, к Родительскому Дому. Очищения сердца, прежде всего, кордо-центризм - это своеобразный ключ во всей поэтике барокко. Эта душа, это радостный подъем, через очищение все ближе и ближе приближает к Богу, поднимаясь медленно вверх.
Жизнь Сковорода видел несколько субъективно, он как будто смотрел на много лет вперед, предвосхищая то, что должно было бы произойти значительно позже, пытаясь при этом подать полезные советы, и не только одному человеку, а обществу вообще.
Итак, многочисленными образами и сборными понятиями насквозь пронизана творческое наследие Сковороды. Самым распространенным образом, который впитывает в себя миллионы других картинок в поэтике Г. Сковороды возникает море. Такому собирательному понятию «море бездонное» противопоставляется «твердь небесная» со всеми своим небесными светилами: солнцем - Бог, путеводной звездой - Мария, и сочетанием человеческого и Божьего является Сын Божий - Иисус Христос. Культ поклонения Богу, сыну Божьему, Духу Святому и Деве Марии является еще одной характерной чертой для барочной литературы также, как для весьма яркого ее представителя Г. Сковороды.
|
|