Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



КОНСПЕКТ УРОКА - "ЗАЧАРОВАНА ДЕСНА" О. ДОВЖЕНКО - СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЕГО ДЕТСТВА.

Тема: "Зачарована Десна" О. Довженко - сказочное путешествие в мир его детства. Проблематика. Характеры. Поэтика киноповести.


Цель: ознакомить учащихся с содержанием киноповести; дать характеристику образам - персонажам; проанализировать эстетику произведения; развивать умения и навыки учащихся проникать в інтертекстову сферу художественного произведения; воспитывать чувство святости семьи, Украины.


Тип урока: урок-исследование.
 
Формы организации обучения: групповые.


Ход урока

И. Организационный момент.

Звучит фонозапис птичьего пения, что настраивает на восприятие художественного произведения.

 

II. Актуализация и коррекция опорных знаний.

- Расскажите про детские годы Саши Довженко.

- У кого еще из изученных вами писателей было подобное детство или фрагменты его? (М. Стельмах, Ю. Яновский, Б. Лепкий).

- В каких произведениях зафиксированы были впечатления детства? ("Гуси-лебеди летят", "Всадники", "Сказка моей жизни").

 

III. Объявление темы, цели урока

Звучит музыка Е. Морриконе.

Мы отправимся сегодня в сказочное путешествие детства Александра Довженко. Гении начинаются с детства... Помните? Или: все мы родом из детства. Польский писатель Ян Парандовський, ища истоки творчества многих мастеров изящной словесности, высказался чрезвычайно поэтично и впечатляюще: "Когда этот источник забил впервые..."

Замысел "Зачарованной Десны" возник в Довженко еще перед войной, о чем свидетельствует запись в "Дневнике" 5 апреля 1942 года:

"А вчера, сочиняя воспоминание о детстве, о доме, о деде, о сенокос, один в маленькой комнате. Боже мой! Сколько же прекрасного и дорогого было в моей жизни, что никогда-никогда не вернется! Сколько красоты на Десне, на сенокосе и везде - всюду, куда не глянет мое душевное око!"

Мы имеем привилегию прикоснуться душой к той красоты, чтобы выйти после урока другими - лучше, чище, добрее. "Слово - сила. Увіковічене на письме, оно приобретает власть над мыслями и мечтами людей, и невозможно ни измерить, ни вообразить предел этой власти. Слово господствует над пространством и временем. Но, только схвачены сеткой букв, мысль живет и действует. Все остальные развевается ветром. Прогресс в развитии человеческой мысли, достижения ума человеческого родились с этих слабеньких букв - стебельков на белом поле бумаги", - писал Ян Парандовський в своей "Алхимии слова", будто призывая нас исследовать все, что написано теми, кто жил до нас.

 

Групповые формы исследования методом учебного мозгового штурма.


Технология проведения.

Комплектуются группы из 7-9 учеников, которые в течение 10-15 минут генерируют идеи, необходимые для решения проблемы.

Штурм происходит в 3 этапа:

И этап - озвучивание и фиксация идей;

II этап - экспертный анализ и отбор;

III этап - группа отбирает 2-3 лучших варианта и выбирает спикера, который рассказывает о них ученикам и учителю.

 

Задание для i группы.

Какие именно ключевые отрывки из киноповести следует озвучить, чтобы мир Довженковского детства предстал во всей красе и полноте?

 

Задание для II группы.

Создать цитатний проект характеристики образов повести так, чтобы наймісткіше передать их колорит.

 

Задание для III группы.

Очертите основные проблемы повести "цитатной цепью" и викристалізуйте идею произведения.

 

Задание для IV группы.

Исследуйте художественные особенности повести и подайте "цитатну сопротивления" на усмотрение одноклассников.

 

Проблемные вопросы для активизации мышления.

- Какие люди окружали героя повести?

- От чьего имени ведется рассказ - малого или взрослого Саши?

- Каким было понимание жизни и смерти ребенком?

- Как гармонировала природа и ребенок?

Задача художника, творца?

- Может ли ребенок осознавать себя как представителя рода, нации?

- Представлял Саша свою родословную через конкретные занятия родственников?

- О чем свидетельствует отсутствие сюжета в повести? Не сказались импрессионистические взгляды в школе Геккеля?

- Какова роль пейзажа в повести?

- Каково место фольклора в произведении?

- Какой синтаксический способ выражения, мысли у Довженко любимый?

- С какой целью прибегает писатель средств смеха в "Зачарованной Десне"?

- "Тропы-тропинки до человеческих сердец" (Ян Парандовський). Какими тропинками вошел Довженко до вашего сердца?

- О чем свидетельствует язык произведения, какая она?

- Проклятия - это творчество или крик изболевшей души?

 

Озвучивание результатов мозгового штурма.

Экспертная оценка работы учащихся учителем, итог урока.

 

Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из повести "Благословенна будь..." и написать миниатюру на одну из тем: "Было в моем детстве", "Портрет моего отца", "Портрет моей матери", Легенды моей семьи", "Тайна моей родословной", "Мне приятно и мне неприятно..."

Эти задачи будут способствовать более глубокому осмыслению учащимися содержания произведения в процессе активной "работы души", самоанализа и самооценки, что является необходимым условием успешной реализации принципа личностно ориентированного обучения на уроках украинской литературы.

 

Урок 3

 

Тема: Идеология тоталитарного режима глазами Довженко. "Дневник" - обвинительный документ системе

 

Цель: ознакомить учащихся с особенностями и содержанием его "Дневника"; развивать навыки логического и аналитического мышления, устного монологического речи, публичных дискуссий; воспитывать чувство достоинства и национальной причастности.

 

Тип урока: семинар-дискуссия.

 

Оборудование: лозунги, популярные в СССР. "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи", "Пятилетку - досрочно", "Один - за всех, и все - за одного", "Партия - наш рулевой", "За Сталина! За Родину!" и т.д.

 

Эпиграф: "Дневники предоставляются до создания мозаичных картин: у них есть жемчуг и бриллианты". Есть. Сверстюк

Фонозапис музыки И. Дунаевского, В. Лебедева-Кумача.

 

Ход урока

И. Организационный этап.

Оборудование под лозунгами "бодрые" песни И. Дунаевского.

 

II. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

В чем же заключается глубокая философская мысль автобиографической киноповести Александра Довженко?

Почему взрослому Довженко так хотелось "посмотреть" ощущение Сашка малого?

 

III. Объявление темы, цели урока.

Вступительное слово учителя.

"Дневник" А. Довженко до украинского читателя шел долго и продолжает идти, ведь только в 2009 году (по завещанию автора) литературоведы получат полный доступ к архиву писателя.

Но и сейчас уже известный "Дневник" - жемчужина литературы, которую Есть. Сверстюк сравнил с "Давидовими псалмами" Шевченко. "Это произведение настолько мощный, искренний и бескомпромиссный, что если бы автор не написал более ничего, то и тогда вошел бы в достаточно небольшую когорту почетных украинских художников", - утверждает О. Слоневская.

Лина Костенко в труде "Гуманитарная аура нации, или дефект главного зеркала" пишет, что "...именно О. Довженко и именно своим "Дневником" сделал первую довольно удачную попытку составить в нашем национальном телескопе главное зеркало на место, устранить в нем хотя бы крупнейшие дефекты".

Вам знаком смысл этого произведения, и на сегодняшнем занятии мы проанализируем не только содержание. но и развитие политической мысли, ведь все вы будете гражданами и должны учиться ориентироваться в бурном мире уже теперь.

Идеология (гр. "учение об идее") - система идей, представлений, понятий, зафиксированная в различных формах общественного сознания (в политике, морали, науке, искусстве, религии).

Давайте вспомним тот факт из биографии Довженко, который безусловно повлиял на его расхождение с идеологией коммунизма, а именно причастность к петлюровского войска в годы гражданской войны, что Дамокловым мечом нависала над писателем во все годы.

Класс делится на две группы, каждая из которых имеет возможность представить враждующие политические платформы, между которыми маневрировал Довженко, и к которым был причастен в жизни.

 

Ориентировочные схемы представления.

Политическая платформа петлюровцев.

1. Становление Центральной Рады и распространение их универсалов.

2. Причины войны с "советами".

3. Причины военных неудач УНР.

4. Взаимоотношения с антибольшевистскими силами в Украине.

5. Директория и Антанта.

6. Политическая деятельность за рубежом.

Политическая платформа большевиков.

1. Отмена Брестского мира и политика в отношении Украины.

2. Внутренняя поддержка большевизма в Украине.

3. Большевики и ливоесеривськи партии (боротьбисты, борбисти).

4. Причины успехов в гражданской войне.

5. Основные популистские декреты левых.

6. Политика большевиков на Украине (коллективизация, русификация, голодомор, политические репрессии до Великой Отечественной войны и после нее).

 

Итог урока после представления групп и экспертной оценки группой экспертов.

- Имела власть представление о том, что О. Довженко пишет "Дневник"?

- Почему именно теме женской судьбы Довженко посвятил так много записей?

- Почему Довженко называет Украину "Большой Вдовой"?

- Какое место в "Дневнике" занимает проблема национального сознания и достоинства украинцев?

- Каким было отношение писателя к правительству как к официальной власти?

- Кого презирает и кого любит автор "Дневника"?

- Какими емкими эпитетами О. Довженко "отмечает" представителей власти?

- Был ли О. Довженко атеистом?

 

Домашнее задание.

Выписать 5 более существенных для вас лично записей из "Дневника", прочитать "Украину в огне".

 

Урок 4

 

Тема: Правда, опаленная войной... (Анализ киноповести "Украина в огне").

 

Цель: ознакомить учащихся с содержанием киноповести, проанализировать произведение; закрепить изученное о киноповесть, характеров, поэтика; развивать творческое воображение и аналитическое мышление; воспитывать национальное достоинство.

 

Тип урока: урок-диалог

 

Оборудование: фонозапис музыки Томазо Альбинони.

 

Ход урока

И. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

"Украину" в огнів называют "Довженковою Голгофой". Голгофа - голгофы, гора на которой был распят иисус Х.риста.

- Что говорит сам Довженко в "Дневнике" об этом?

31 января 1944 г. было созвано специальное заседание политбюро ЦК ВКП(б), на котором распинали Довженко. После заседания друг Берии, режиссер М. Чиаурели, поучал А. Довженко: "Ты вождю пожалел 10 метров пленочки. Ты ни одного эпизода в картинах ему не сделал. Пожалел! Не хотел изобразить вождя! Гордость тебя заела, вот и погибай теперь...". Началась расправа.

 

Проблемный вопрос (записывается на доске).

- За что? Что именно спровоцировало такую лютую ненависть Сталина? В чем заключалась опасность этой повести?

Ответ мы найдем, проанализировав текст по принципу сократовского "повивального искусства".

Текстуальные "раскопки", внимание к художественной детали в процессе диалога логично приведут к решению проблемного вопроса.

 

Система вопросов.

- Почему песня - сквозной элемент киноповести? Она взята в обрамление, сопровождает жизнь героев?

- Не возникают ли у вас реминисценции с Шевченко во многих эпизодах произведения? (Сравните первую картина повести "Садок вишневый коло хаты", решительность Лаврина Запорожца в концлагере, и строки "И не все равно мне...", "Шли дни, проходят ночи, проходит лето").

- Какими эпитетами автор очерчивает Украину как сквозной образ повести? ("кровавая", "попалена", "разбитая", "разрушена!", "обездоленных в загравах пожаров").

- Как автор применяет прием контраста, противопоставления, чтобы подчеркнуть мере преступления против своей правічно прекрасной земле?

- Какие образы сильнее - женские или мужские? Почему?

- Их много. Что объединяет их?

Из женских фигур ближайшая сердцу автора?

- В каких женских образах воплощены поэтическую душу и трагическую судьбу Украины?

- Какие картины почти натуралистически воспроизводят фантасмагорическую адскую круговерть войны? (Описание баталии, бой мог выдержать только человек - "волки не выли", а "волчицы плакали").

- Кого из людей автор изобразил по аналогии к волкам? (Отца и сына Краузів).

- Почему крестьяне желали беглецам "катиться бубоном"?

- О какой эпизод киноповести можно сказать словами Лины Костенко "И это была любовь, а не разврат"?

Сталин в своем докладе обвинил А. Довженко в безнравственности.

- Так что же крамольного нашел ощутил ли Сталин в произведении?

 

Итог.

После детских версий можно предложить и версию Михаила Шевченко, который заметил скрытые мотивы психологического давления и политического произведения: "Довженко был вождем! Это знали все. Особенно его враги. Знали так же, как и то, что вождь без масс, как генерал без армии, - никакой силы не имеет. И поэтому вождя вырвали из мас. изолировали от среды, где он мог раскрыться сполна, особенно как общественный деятель, где он мог сделать для Украины то, о чем мы даже не догадываемся".

 

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем: "Что сделал О. Довженко для Украины?", "Что сделал О. Довженко для меня лично?", "Как "знакомство" с О. Довженко повлияло на меня?", "Исповедь перед Александром Петровичем".

 

 

Л. И. Денисюк,

учитель украинского языка и литературы

гимназии им. С. Д. Скляренко

м. Золотоноше, Черкасская обл.