Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Черкасенко Спиридон Феодосиевич

(1876-1940)

(литературные псевдонимы-Провинциал, Стах Петр и др.)

Спиридон Черкасенко

Вид Палагеївської церкви во времена Спиридона Черкасенк
Имя С. Черкасенко - автора замечательных сборников стихов, рассказов, драм, романов - стоит в одном ряду с такими выдающимися литературными фигурами, как А. Олесь, В. Винниченко, М.Чернявський, Г. Чупринка, М. Вороной. Надолго отстранен от литературной жизни Украины, замовчуваний писатель возвращается к нам, неся с собой частицу культуры начала прошлого века.

Черкасенко Спиридон Феодосиевич родился 24 декабря 1876 года в городке Новый Буг, Николаевской области, в крестьянской семье. Здесь окончил двухклассную школу, а в 1895 году Новобузьку учительскую семинарию. Знание украинского языка вынес из родительского дома, читая "Кобзарь" Шевченко и антологию украинской поэзии "Возраст". Семинария была политическим учебным заведением. Семинаристы, среди которых было много детей крестьян, в подавляющем количестве были малороссами, так тогда называли украинцев. Они были благонадійнішими от пестрого люда Одессы и Николаева. Поэтому выбор, при создании семинарии, упал именно на это глухое, степной городок, где как раз освободились военные казармы.



Участники драматического кружка учительской семинарии читают сценарий пьесы
По окончании семинарии Черкасенко учительствовал в соседней Екатеринославской , на Донбассе. Познал жестокости социального и национального угнетения. Здесь он постепенно формируется , как писатель, знаток человеческой души. Особого внимания заслуживают его рассказы полны человечности и гуманизма.

С 1910 года С. Черкасенко работает в Киеве. Он увлекается журналистикой , сотрудничает с журналом "Колокол", занимается педагогической деятельностью , в театре Николая Садовского заведует литературной частью. 1917 год его насторожил, и вскоре он поддержал правительство УНР. Правительство отправило его в Вену, где Черкасенко продолжил начатую работу по созданию учебников для новых украинских школ.

После оккупации Украины Красной армией Черкасенко переезжает в Ужгород входил в состав Чехословацкой республики. Работает референтом в обществе "ПРОСВИТА", участвует в культурной жизни города. После встречи с полицией покидает Ужгород и поселяется в Праге. Живет бедно, но много пишет, постоянные известия о сложном положении в Украине подавляли его, подрывая физические силы.



Труппа Русского театра в Ужгороде 11.10.1929 г. Сидят слева: Иосифа Задер.Сидять на земле слева:

М. Филик, Есть. Черкасенко (жена С.черкасенко), пятый Есть. Шерегій. Остальные любители из "Радуги" и попутные участники.

(Фото - В дар. Дівнич).

Родительская бандура
  

Бандура родительская в забвении

Висела в доме на стене,

И, долгим сном, как будто скованы,

Ослабли струны молчаливые.

  

Из стены, німую, я ужасно

И снял и подтянул струны,

Коснулся пальцами - на чудо

Из нее звук мне загудел.

  

И сердце пламенем горячим

В тую же минуту он растопил.

Уста шептали странные вещи,

А звук то с ними влад гудов.




Как драматург С. Черкасенко дебютировал в 1906 году драматическим этюдом "Ужас", который был поставлен в народной театральной труппе Д. Деркача и народным театром в Ромнах. Сблизившись с Г. Садовским, который имел свой театр, начиная с 1919 года выезжает в Виннице, потом Каменца - Подольского, а позже побывал в Румынии, Австрии, Венгрии и Чехословакии. Он увлекается новыми художественными направлениями, в своей драматургии историческое прошлое освещает только с националистических позиций .

Поэтические попытки проявились в сборниках стихов "Минуты" /1909гг./

И все же Черкасенко уверенно заявил о себе как драматург. На сегодня известно около 50-ти его драматических произведений: трагедий, драм, комедий, одноактівок, скетчей, этюдов, созданных в традициях народного творчества .

В 20-х годах Черкасенко , как драматург вместе с В. Винниченко, О.Олесем, Г. Хоткевичем, участвует в формировании нового украинского искусства..

Увлекаясь модернизмом, они поднимали украинское искусство на европейский уровень. И самая известная пьеса Черкасенко "Сказка старой мельницы" представляет образец высокой европейской драматургии, наснаженої тонким психологизмом.

Его пьесы ставились не только в народных театрах, но и в таких известных, как театр М. Садовского, Кийдрам, Первый народный театр имени Т. Шевченко, театр имени Франко. А Первый украинский образцовый театр в Харькове открыл сезон 1919 году постановкой трагедии С. Черкасенко "О чем опилки шелестел" /режиссер Л. Сабинин/. В репертуаре Екатеринославской передвижной драматической труппы агітпрому особым успехом в течение января - июня 1920 года пользовалась его драма "Должен" /режиссер М. Гальченко/ . Тогоже года эту драму показал и Украинский драматический театр имени Франко в Виннице /режиссер Гнат Юра/ .П'єси Черкасенко ставили такие режиссеры , как М. Садовский , И. Мар"яненко , С. Сабинин , И. Сагатовський , А . Ратміров , М. Тинский , В. Василько ,И. Серый , и другие. В его спектаклях играли звезды украинской сцены : М. Садовский , М. Заньковецкая, Г. Затыркевич-Карпинская, Л.Ліпицька, Г. Борисоглебская, И. Мар"яненко, С. Паньковский, К. Рубчакова , Л. Курбас, Л. Хуторная, О. Корольчук, А. Бучма, В. Василько, А. Сердюк, Н. Ужвий...

Наш земляк - талантливый прозаик. Им написан цикл рассказов о тех украинцев - эмигрантов , которые за границей навеки забывают, кто они и откуда /"Умершие душечки. Записки отчаянному"./.

Роман с казацких времен "Приключения молодого рыцаря" издан в 1937 году был популярным среди читателей.

Немало Черкасенко послужил истории культуры. народного искусства, выступая с основательными полемическими статьями.

Он был популяризатором научно - технических достижений среди населения. Его драматургия . еще при жизни получила высокую оценку М. Вороного. С. Русовой, Г . Комарова, П. Тычины, М. Рыльского, М. Гринченко.

Современные биографы писателя С. Мишанич, Л. Барабан, Т.Жицька, почти завершили его жизнеописание. Однако "белыми пятнами " в его биографии остаются годы первого периода жизни и обучения в Новобузькій учительской семинарии, то есть начало его литературной деятельности, цель которой он выразил в раннем стихотворении "Родительская бандура" <--

  
М. Садовский М. Заньковецкая

... Детство его проходило на широких, с редкими домиками улицах , наполненных жидкой пыли, который обжигал босые ноги летом. Хорошо копирснувши его, можно было поднять пыль, которая долго не усаживалась. По закуреній траве подходили к пруду, с рожевуватою водой. Вместе с такими же босоногими ровесниками, целились в больших зеленых лягушек, а то и в бабьего селезня, который имел неосторожность близко подплыть к берегу.

В старом родительском яблоневом саду можно было не только спрятаться, но и заблудиться. Здесь , на границе, не редко вспыхивали настоящие драмы , когда отец выгонял соседскую скотину, вместе с подпаском, падким до крупных и душистых яблок.

Больше всего волновало поле... Только отойдешь от городка и вокруг ровная даль, наполненная тайнами. Изредка ее нарушали одиночные деревья и молчаливые курганы , которые неизвестно откуда возникли и згубились в этом забытом крае.

Зимы холодные и снежные, с метелями и заносами. Утром по таким сугробам можно было легко забраться на крышу дома и погрузиться вниз - в рыхлый снег.

Еще до школы , которая составляла мысли о мире, пришло понимание текучести жизни. Утешение наступила уже в семинарии, когда открыл мир искусств. Больше всего волновал театр, ведь в городке было несколько театральных коллективов был создан силами семинаристов и крупнейшим стал коллектив, который выступал в летнем театре, что собирал до пятисот зрителей и не требовал специального помещения .

Имя писателя Спиридона Черкасенко, творчество которого связана с донецкой областью, на десятки лет выпало из истории литературного процесса в Украине. Его, как и многих других известных писателей, был зачислен в "вражеского" стана.

Находясь на Донбассе, Черкасенко активно включился в литературный процесс, выступая сначала со стихотворениями, затем с рассказами и драматическими произведениями в украинских журналах "Литературно-научный вестник", "Новая община", в альманах "Первая ласточка", "Терновый венок".
Как публицист он описывает многочисленные факты социального и национального антагонизма в тогдашнем обществе. Некоторое время Переехал в Киев, работал в Ужгороде в местном театре вместе с Николаем Садовским. Но в 1932 году за активное сотрудничество с украинской диаспорой поэт под давлением властей вынужден был покинуть город над Ужем и уехать в Прагу.

За рубежом Спиридон Черкасенко продолжал литературную деятельность, выдав в течение 1919-1921 годов три тома "Сочинений". В конце 20-х годов он написал несколько драматических произведений: стихотворную трагедию "Когда народ безмолвствует" и историческую драму "Северин Наливайко".

Воспроизводя литературный процесс тех времен, следует отметить, что творчество Спиридона Черкасенко не сразу оценивалась как враждебная. И более того, в трудовых школах дети обучались по разработанной им читанкою. А песни на стихи Черкасенко "Тихо над рекой", "Ой, чого ти, дубе" не выходили из репертуаров украинских певцов и хоровых капелл.

Заметное место в творчестве Спиридона Черкасенко занимала тема шахтерского труда. В поселке Лидиевка на Донбассе, где он работал учителем в школе, познакомился с простыми шахтерами, труд которых была чрезвычайно трудна и опасна. Рассказы Черкасенко рассказывают преимущественно о шахтерском жизни и показывают, что он хорошо знал и умел выбрать типовые фигуры.