Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Марко Черемшина

(13 июня 1874 г. - апрель 1927 года)

Марко Черемшина

Марко Черемшина (Иван Юрьевич Семанюк) родился 13 июня 1874 года в селе Кобаки, Косовского района на Станиславщине (ныне Ивано-Франковская область) в крестьянской семье. Учась в гимназии, в старших классах Марко Черемшина начал свою литературную деятельность. Летом 1895 года он написал драму “Невменяемые” и послал ее на конкурс, объявленный львовским журналом “Заря”. В драме показана жизнь сельской молодежи, которая боролось с социальной несправедливостью, темнотой и забобонністю крестьян. Хоть драма и была оценена рецензентом положительно, она ни в печать, ни на сцену не попала, текст ее затерялся.
В начале апреля 1896 года в черновицкой газете “Буковина” напечатан первый рассказ І.Семанюка “Рулевой” под литературным именем “Марко Черемшина”. В рассказе воспето гордость, высокое чувство дружбы, готовность на самопожертвование - черты горного населения, ранее опоетизовані Ю.Федьковичем. В романтично-захватывающем духе изобразил автор смелого плотогона-руководителя Саина, который, «спасая вижницкого Майорка, ту пиявку, что хотела его к криминалу всадить», погибает сам. Кроме влияния Ю.Федьковича, в рассказе чувствуется и поэтика народных дум. Здесь широко использована гуцульский говор, уменьшительно-ласкательные формы, традиционные обращения, фольклорная система тропов. В произведении правдиво переданы и некоторые элементы быта, гуцульский диалект, что придает новелле реалистических черт.
После окончания гимназии писатель выезжает осенью 1896 г. в Вену, чтобы продолжить обучение в университете. Он намеревался поступить на медицинский факультет, но там была очень высокая плата за обучение, поэтому записался на юридический, где плата была самой низкой. В Вене Марко Черемшина, помимо учебы, занимается культурно-общественной работой, становится членом студенческих земляческих обществ “Сич”, “Общество студентов из России”, рабочего общества “Поступ”. Эти общества устраивали литературные вечера, дискуссии, отмечали памятные литературные даты. О многогранную общественную работу Черемухи свидетельствует и организованный при его участии большой митинг в Вене (1897), направленный против разнузданности и произвола польской шляхты в Галиции. На него был приглашен И. Франко.
1896-1898 годы - период напряженных творческих исканий Марка Черемшины в области тематики, жанров, изобразительных средств. Никогда впоследствии творчество художника не будет такой разнообразной, как в это время. Он разрабатывает рассказ, басню, сказку, пишет стихи в прозе, перекладывает. В 1898 году молодой автор печатает в журнале «Звонок» произведения для детей - дидактически-поучительную басню «Муха» и сказку «Слеза». На отдельных произведениях познача ется некоторое влияние модернизма. Это касается рассказа «Нечаяна смерть» и цикла стихотворений в прозе «Листки». Влияние модернизма частично сказалось и на отборе произведений для перевода. В майской книге “Литературно-научного вестника” за 1899 г. было напечатано “два образки из гуцульской жизни” - “Святой Николай в закалке” и “Разве дарим воду”. В течение 1900 и 1901 гг. в львовском “Литературно-научном вестнике” и черновицкой “Буковине” напечатано еще ряд рассказов, которые составили первую книгу писателя “Зарубки. Новеллы из гуцульской жизни”, изданную в 1901 г.
Диплом доктора права Черемуха одер жал 17 июля 1906 года, после чего выехал в город Делятин, где занял должность помощника адвоката ника. Позже по поручению членов радикальной партии Черемуха переезжает в Снятин (1912), где открывает собственную адвокатскую канцеля рию. в 1914 году началась война. Получив освобождение от военной службы, Черемуха с женой переезжает к родителям в Кобаки. Города и села Га личины, в том числе и родное село письмен ника, с первых дней и до конца войны стали ареной ожесточенных боев царских войск с цісарськими, а также с войсками кайзерівсь кой Германии. Грабежи, принудительные работы, жестокое обращение австрийского войска с местным населением, наконец, голод, эпи академии полностью истребляли западноукраинское село. «Как терпят наши мужики...- писал в это время Марко Черемшина.- Имеем то пер слово для них и то временами не можем дать, ибо то, что им приходится пережить, отбирает нам язык».
После продолжительной творческой паузы Черемуха пишет. С ноября 1914 по январь 1915 года ведет Дневник, в котором фиксирует все виденное и услышанное от односельчан. Поздние жэ зверства австро-венгерских императорских войск в западноукраинских селах, страдания гуцулов Черемуха воспроизведет в сборнике новелл «Село вигибає» (1925). В апреле 1927 года Черемуха с дружи ной едет в родное село Кобаки, на могилу своего отца. Возвращаясь с кладбища, на дороге, недалеко от отцовской могилы, упал и скоропостижно скончался.
Марко Черемшина - один из крупнейших фольклорных украинских писателей. Устная народная поэзия ощутима и в выборе сюжета, и в композиции, и в обрисовке образов, и в мовностилістичних средствах каждого произведения, и в интонации повествования. Трагизм народной жизни в конкретно-исторических обстоятельствах того времени, обобщенный в устной литературе народа, нашел свое отражение в трагических образах и жизненных коллизиях рассказов, маленьких фельетонов, статей, картинок и эскизов Марка Черемшины. Литературно-фольклорный симбиоз - характерная черта самобытного таланта. Как и В.Стефаник, он стал поэтом мужицкой отчаяния, не искал на селе ни этнографической экзотики, ни поэтической идиллии, а воспринимал его таким, как оно было, - темным, суеверным, убогим, обездоленным, прибитым веками беспросветной нужды и пренебрежения, что не видел никакого выхода из своей обреченности. Все его творчество не вышла за пределы малой прозы. Главным героем стал безземельный гуцул, который не может вылезти из нужды, барахтается в сетях, расставленных ему панамы, жандармами, ростовщиками. Писатель нарисовал целую галерею крестьянских типов, различных по своей внешностью, характером, но одинаковых по судьбой - всех их давит нужда, темнота и бесправие.
В 1898 году в газете «Буковина» под заглавием «Из цикла «Листки» опубликовано двенадцать оригинальных стихотворений в прозе Черемухи и несколько его переводов. А в следующем 1899 году в «Литературно-научном вестнике» Осип Маковей - редактор этого журнала - опубликовал обзорную статью «Из жизни и литературы. О фельетоны украинско-русских политических журналов в г. 1898», в которой высказал критические рассуждения и про упомянутые произведения: «В тех стихах пытался Черемуха подойти под лад нынешних модернистов: он фантазирует, символизирует, старается словами описать такие нежные вещи, как ледові цветки, и порой попадает в чрезмерную, почти нездоровую чувствительность... Может быть, что у меня за грубые нервы, чтобы я мог понять красоту сего ґердана и подобных стихов, но если бы меня кто спросил ся: «тебе такое нравится?» - я сказал бы просто: «Нет!» И самому автору, что знает жизнь в Карпатах, я советовал бы заправлять свой талан на живых событиях, а не на замороженных фиалках и ледових цветах. Для молодого таланта это опасная дорога в начале письменського доработку. Легко попасть в манеру».
Однако увлечение Марка Черемшины темам и литературным тех никой модернистов не следует преувеличивать. В стихах, в прозе он акцентирует внимание на социальных процессах, что видно уже в первой стихотворения в прозе - «Весна». Наличие сюжета, социальная забарвле ность, четкая авторская позиция, средство кон траста, на котором построен сюжет, который еще больше подчеркивает трагедию одинокой пожилой, обреченной на голодную смерть жен щины, сближают это произведение с народной песней и поэзией Шевченко. Две следующие поэзии «Замороженные фиалки» и «Ледові цветы» лишены социального содержания, но и они далеки от абсолютно модернистских. От раннего мороза замерзли цветущие фи алки. Солнечные лучи не вернет их боль ше к жизни. Они погибли. Как и замороженные фиалки, «погибают утром жизнь своего дівчатонька от мороза парубоцької измены. Сердце их ледоватіє, а слезы мерзнут хрустальными капель ками, их не колышет уже никакой огонь». В обоих стихотворениях Черемуха сам объясняет символику, обе заканчиваются дидактични мы выводами. В поэзии «Море» шум могучих морских волн, то сердитых, смертоносных, то добрых, приветливо ласковых, создает песню-жалібницю, что напоминает писателю страну, покрытую морем горя и слез, «с широкими степями, высокими могилами, глубокими оврагами-оврагам, зелеными лугами». В целом в «Листьях» звучит надежда на лучшее будущее, высказывается желание помочь народу обновить свой край, чтобы услышать веселую песню-свободу, встретить весну. «Ой весна-весна! Когда просвітаєш ты безталанну Русь-Украину своим благодатным приветом «здравствуйте»?” Беспросветное сиротскую жизнь изображает писатель в поэзии «Симфония». О блем эмиграции - поэзия «Осень». Беспросветное, темное, нищая жизнь гуцульской серомы - поэзия «Чтобы не те горы!».
Название первой сборке дало первый рассказ автобиографического характера - “Зарубки”. В сборник вошло 15 произведений: «Зарубки», «Дед», «Раз мать родила», «Святой Николай в гарте», «Разве дарим воду», «Груш ка», «Вора поймали», «Лик», «Бабий ход», «Зведениця», «Основания», «Бельмо», «Горшок», «Чічка», «боже». «Когда вы интересны на человеческие страдания, на бу дневное жизнь бедного гуцула,- писала того современная критика,- на тот страшный трагизм, что разворачивается ежедневно в хлопській душе и в хлопській доме...- когда вас занимает - возьмите и прочитайте Семанюкові очерки. А увидите там гуцульское жизни и гуцуль скую душу, его щепотку радости и море горя, его взгляды и верования и предрассудки... Это жемчужины нашей литературы младшего поколения». Каждая конкретная новелла сборника воспроизводит определенную характерную черту сельского быта, человеческих взаимоотношений, материального или правового положения гуцула, его психологии. Все вместе взятые, они справедливо сравнивают с мозаикой, элементами которой являются новеллы-эпизоды; каждая из них имеет свою тему-мотив.
Герои сборника - люди трагической судьбы, за бобонні, беспомощные, беззащитные, обречены на беспросветные нищета. Непосильный труд и страдания, рабская покорность и тщетные попытки найти правду-защиту у сильных мира этого, страх перед богом, панамы, различными чиновниками, стихийные взрывы ненависти против угнетения. Среда, из которой Черемуха берет своих персонажей, в основном крестьянское. Лишь четыре эпизодические фигуры относятся к других общественных слоев: жандарм («Раз мать родила»), лісни чей («Бельмо»), врач («Лик»), учительница («Разве дарим во ду!”). Что же до персонажей-крестьян, то это, как правило, трудовая беднота, которая составляет основную массу крестьян-гуцулов. Их судьба волнует автора прежде всего; в их жизнь, в их душу он уважь но всматривается. Все герои сборника - социально-униженные крестьяне с их думами, переживаниями, горем и отчаянием. Это люди, которые, потеряв мизер не хозяйство, стали заробитчанами, «зай ными ртами» или стоят на пороге старцу ния. Герои в Черемухи неотделимы от мира полей, лесов, гор. Писателя неизменно при ваблювала тема извечных законов природы и жизни человека, их взаимодействие. Поэтому приро да является своеобразным действующим лицом в новеллах Черемухи. Своим буйным кипением жизнь вых сил, всей неувядаемой свежестью и богат ством красок она часто контрастирует с жизнью людей, истощенных жестокими ударами судьбы и ежедневной борьбой за существование.
Писатель любит своих героев. И любовь его никогда не была слепой и не мешала видеть как сильные, так и слабые стороны крестьянской жизни. Отсюда - разное отношение к народу - любящее и критическое. Устрашающую правду о нищету и темноту бедняков, о те социальные условия, которые ведут к деградации, одичанию человека, Черем шина повествует в новелле «Дед». Почти вся новелла - монолог-обращение больного старика до своих детей-обидчиков (отсутствующих). Автор трижды берет слово: констатирует причину ночевки деда на улице, дает его психологический портрет, детально «ко ментує» поступок деда. С помощью внут реннего речи Черемуха воспроизводит переживания обиженного человека, ее хво робливі мысли - от вызревания замысла по віситися к его реализации. Из дополнительного средства изображения жизни героя внутренняя речь превращается в основной. Не лучшая судьба и у бабы - «Бабий ход». После смерти мужа над ней издеваются дети. Тема немощной, обиженной старости не случайна в творчестве писателя. Старые, больные, калеки были почти в каждом доме. Они не могли себе заработать. Проблема «лишнего рта» получила широкое звучание на рубеже двух столетий. Дикарское жорсто чество детей к своим родителям волновала многих писателей-реалистов.
Если в новелле «Бельмо» речь идет о со специальный и материальное положение господина, по дается эпизод договора с родителями, говорится о его аморальности, то в «Зведениці» пан-обидчик - скрытый персонаж. Черемуха часто использовал этот художественный прием: жена Юсипа - «Раз мать родила», богачи Приемыши - «Святой Николай в гарте», дочь и зять - «Дед», сын - «Бабий ход», тартачный под ниматель Майорко - «Лик», ростовщик - «Бельмо» и др. Скрытые герои залы шаються за кулисами, и читатель ясно представляет их.
В «Зведениці» автор не только не называет имени героини, но и внешнего вида не описывает. Все художественные средства «работают» на раскрытие внутреннего мира збезчещеної девушки, перейнятої несвітським болью, страхом, стыдом, сожалением. Из ее путаных мыслей, поданных в форме діалогізованого внутреннего монолога мы узнаем, что заставило ее пойти на службу и стать матерью-одиночкой. «Зведениця»-новелла моногеройна. В ней отсутствует описание событий. Сюжет развивает ся за сменой чувств девушки-покрытки. Но это не мешает автору достичь своеобразной эпичности повествования. В основу новеллы лежит конфликт между действительностью и искалеченным ней материнством. Ситуация крайне напряженная и драматичная. Молодая мать-покрытка должен понести мо ральных и физических экзекуций от родителей и села. Осознание этого причиняет ей невы языковых страданий. Строение сюжета основана на временно-при действующем связи трех ситуаций, подчеркнул ляются определенным внутренним расположением эмоционально-экспрессивных акцентов. Первая - воображаемая встреча с селом и оправдание перед ним; вторая - мнимая встреча с парнями и девушками, их обвинения; третья - воображаемая встреча с родителями и раскаяние-просьба. Пейзаж в новелле создает нужный эмоциональный лад, очерчивает чувства и настроение гэ роїні. Через пейзаж героиня будто присоединяет ться к окружающей действительности, сам становится ее частью. Генезис этого единства - в фольк лоре.
Осуждение несправедливости и жестокости в отборе рекрутов, протест против общественного и государственного строя, который защищает интересы господствующего класса, ненависть к императору, тоска рекрутов за селом, нарекания на недолю в цесарском армии - эти доминирующие мотивы рекрутских песен положил Черемуха в ос новую новеллы «На боже».
Для образного воплощения жизненных явлений и их обобщение Черемуха находил свои оригинальные художественные средства. Работа над стихотворениями в прозе наложила от биток на манеру его письма в целом. Это проявляется не только во введении «кусков» поэзии в прозе к тексту новеллы (например, начало новеллы «Зарубки»), а и в том, что автор широко пользуется настроенческой рассказом («Зведениця»). Писатель чаще всего стремится не столько информировать, сколько збуджу ваты чувства («боже», «Чічка», «Зведениця», «Раз мать ро дила»), вызвать определенную психологическую настроенность. Отсюда - мен ша внимание к детальному, событийного, логически четкого сюжета. Для Черемухи не так уж и важно проследить все звенья истории, которую описывает. С ней он часто берет лишь отдельные элементы, один эпи зод - самое характерное, то, что дает возможность сообщить читателю суть, основной смысл явления, события. У Черемухи находим кроме «прямых» спо средств раскрытия внутреннего, душевного состояния (монолог, диалог, несобственное прямая речь) значительное внимание к внешним описаний, но обращенных не столько к логике разума, сколько к эмоциям, ощущениям. Иногда авторское изложение, характеристики, оценки за эмо ційною воодушевлением бывают приближенными к речи персонажа («Зведениця»). В других случаях объективно повествовательные средства включаются шире («Святой Николай в закалке»), а, например, в рассказе «Основания» рассказ от художника является доминирующей. Таким образом, писатель соединяет различные приемы художественного отражения действительности, комбинируя их в каждом произведении в зависимости от авторского замысла.
Бросается в глаза и богатство поэтического строя сборки: лирико-патетическое повествование, передает волшебную красоту гуцульской природы; трагедийно-дра матична, когда речь идет о жизни труженика; иронично-саркастическая в разоблачении хищнической натуры разных пиявок народных. Иногда они взаимодействуют в одном произведении. Тогда имеем своеобразную, неповторимую жанровую форму. Так, новелла „Чічка” отличается смелым совмещаются ням различных нарративных форм, объединятся них одной творческой концепцией: это и эпический рассказ от автора, которой начинается но вела; и причитания гуцула над погибшим конем; и внутренняя речь коновкаря; и лірич ни отступления. Все они переплетаются и плавно, естественно переходят одна в одну, соз рюючи впечатляющую картину общечеловеческой беды. Черемуху, автора социально-пси них новелл, как и его современников, больше всего привлекал многогранный мир человека, его душевные конфликты, нравственные коллизии.
В новеллах сборника мастерски применен много-фокусний, стереотипный способ отражения действительности, когда одно и то же событие, явление освещается с различных позиций. В «Карбах» - это позиция социальное угнетенных ви ками деда, бабы, гуцулов; чистой и светлой, склонной к правде и добру, ребенка - Петрика; представителя власти с этикой завоевателя-эксплуататора. Для каждого из героев характерен своеобразный психический склад и мировосприятия. Писатель чувствителен к бытового окружения, тончайших нюансов языка, этнографических подробностей. В душе крестьянина Черемуха видит еще много темного, мрачного, печального. Но его интересует и другое - то, что идет от глубоких душевных сил, от здоро вой народной морали, от поэтического мировосприятия, корни которого уходят в народные поверья, предрассудки, живописный обычай. Усвоение народной фантастики и демонологии с целью освещения характерных черт действительности ности и героя подчеркивает, с одной стороны, силу связи писателя с жизнью, глубокое восприятие различных его сторон, а с другой, многогранность реалистического искусства Черемухи.
В сборнике «Вехи» Марко Черемшина употребляет различные приемы построения произведений. Иногда это скомпонованные из фрагментов воспоминания (новелла «Зарубки»), «протокольный» запись поступков персонажа и обстоятельств его жизни, что завершается кульминационной сценой, которая несет на себе основную мысль произведения («Вора поймали»). Опо ведению «Святой Николай в гарте», «Лик» начинаются диалогами, что сразу вводят читателя в суть дела. Совсем по-другой м строятся «Основания», первая половина которых напоминает манеру Панаса Мирного или Нечуя-Левицкого (медленно розгортувана авторская рассказ, подробное описание подробностей), а вторая - во построенное на диалогах: рассказ крестьянки Семенихи о шукан ня ней правды в Вене, рассказ то и дело перебивается реплі ками слушателей. Автор не знает композиционного стандарта, каждая новелла своеобразная. Есть между ними и сюжетные («Вора поймали», «Бельмо»), и бессюжетные («Зведениця»), и такие, что имеют лишь отдельные элементы сюжета («Дед», «Бабий ход», «Горшок», «боже», «Грушка»). В одних случаях сюжет развивается быст ко, энергично («Святой Николай в закалке»), в других - медленно («Основания»).
Общеизвестна высокая мастерство Че ремшини в создании ритмізованої прозы. И ритм для него не был ни самоцелью, ни простым украшением новеллы. Он является выражением эмоционально-трепетного восприятия мира. Вы кий экспрессивный тон черемшинівських новелл достигается за счет чередования вопросительных и восклицательных предложений, которые передают авторскую взволнованность; употребление торжественно-величальной лексики, состоящий из звуковых эпитетов, соединенных в синоніміч ни ряды («Идет из города шум, такой глухой, жалобный, прошиваючий»); воспроизведение специфической черемшинівської интонации, ос нованої на тричленнім сочетании однорід них синтаксических единиц.
Речь сборника «Вехи» щедро пересыпана диалектизмами. Пи тома вес их (лексико-фразеологических, фонетических, морфологических) в разных новеллах сборника неодинакова. Так, в новелле «Святой Николай в гарте» они сравнительно мало использованы, а новелла «Горшок» полностью написана на языке говоры. Они помогают писателю глубже и ярче передать изображаемое, не повторный колорит определенной местности, оригинальные формы образ ного мышления.
После длительного перерыва, в начале империалистической войны, Марко Черемшина возвращается к литературному творчеству. В 1925 году в Киеве в издательстве «Книгоспілка» вышла вторая сборник произведений Марка Черемшины под названием «Село вигибає. Новеллы из гуцульской жизни», куда вошли избранные оригинальные произведения и переводы, опубликованные в различных журналах. Основной темой становится село за войны. Воссоздавая картины войны и осуждаю или военный разбой, ведя страшную рас видь об истребления и вымирания гуцуль ского села, Черемуха в цикле новелл «Село за войны» правдиво отражает всю сложность жизни на западноукраинских землях. Скупое на человеческие радости, полна горя крестьянское жизнь стала еще невыносимее, еще трагичнее во время войны. Казалось что в войну село вигибає. Писатель выступил с антимілітаристськими произведениями, в которых осудил войну, показал ужасающие его последствия. В рассказах цикла “Село за войны” изображены мрачные картины расправы царской армии над мирными жителями, которых обвиняли в измене, в шпионаже. В цикле внимание писателя сосредоточено на жизненно достоверных, сюжетно значимых ситуациях. Голосовая активность рассказчика - очевидца описываемых событий - огромная. Он так художественно достоверно воспроизводит их, что читатель погружается в народную жизнь, острее чувствует его диалектику. Рассказывая о конкретных событиях, писатель не подает широкого исторического фона, географических подробностей. Читателю нелегко бывает установить, о какой этап войны идет речь.
В цикл «Село за войны» входит восемь тво ров: «Село страдает», «Первые стрелы», «Поменник», «Хоть им путь пропала!», «Измен ник», «После боя», «Иордан», «Село виги бає». Органическое единство сюжета, обусловлена от созиданием цельного эпического художественного по думу, проникнута «сквозной» идеей, обще им пафосом. Каждая из восьми новелл имеет свой законченный смысл, вместе с тем все они связаны общими героями, одной сюжет ной линией. Композиция цикла тоже дает основания раз рассматривать его как новелістичну повесть. От ветствии до конфликта (а он в данном случае антагонистический) сгруппированы персо нажі. С одной стороны - село и отдельные его жители, с другой - вражеская армия и Дзельман как гадкое порождение войны. в цикле взаи гали, можно говорить об образе автора - очевидца событий, который рассказывает или пре виденное в прошлом, или о том, что происходит на его глазах. Автор не только констатирует ход мыслей и события, но и болеет за судьбу героев, что выражается через лирическое отступления - прямые обращения к людям. Черемуха применяет разные способы от созидания жизни: принцип «прямой» автор ской рассказы со сложными сопоставлениями; форму повествования героев о себе, о своей жизни (Митро Пужливий); изображение объективной реальности с точки зрения тех или дру гих персонажей. В «Поменнику» таким пер сонажем выступает село.
Напряжение достигает кульминации в новеллах «После боя» и «Село вигибає». Село истекает кровью. Смерть становится массовой. Поле покрыто трупами («После боя»). Синонимичные выражения и эвфемизмы диалога уточняют главную мысль новеллы: село вы гибає. И все же своеобразная «открытая» роз вязка произведения говорит о другом. Кроме блу каючих по военных дорогах, в вымирающем селе остались живыми баба, казак, мо лода девушка. Жизнь продолжается. Очень интересный, оригинальный и ба гатогранний метонімічний образ деревни - общий для всех новелл цикла. Селу суды лося вынести основную тяжесть войны - най более страшной, жестокой. Как настоящий друг познается в беде, так война у бовує характер всего народа, его мораль ну устойчивость. Изменения лицо села, его психологии, обусловленных войной, Черемуха воспроизводит в самых разнообразных оттенках. Вот оно встревоженное, перестрашене, «как старые двери с виглоданих косяков, за свой порог упало»; «в личико пісніє и страдает» («Село потер пає») ; делает «свободу и хорватам, и пушка рям и медленно привикає до войны, гей к ига» («Первые стрелы»); подвергается пагубному влиянию войны: «Эй, да ведь это на свете пу сте село! Друг друга в лижці воды утопил бы» («Поменник»); «гудит и рычит, гейби за горло душене» («Хоть им путь пропала!»); недобите «чупер себе миче» («После боя»); вымирает («Село вы гибає»).
Характерным является рассказ “Предатель”, потому что предателем стал крестьянин, которого черная корова в летнюю жару перебежала линию фронта. В рассказе “Поменник” показано, как расстреляли толпу крестьян только за то, что во время пребывания в селе “москалей” поп поменял им старые поминальные книжки на новые с православным крестом. Через цикл рассказов на темы войны проходит образ трактирщика Дзельмана, который умеет вислуговуватись. Он коварно лишается ненавистных ему крестьян, принимая одновременно взятки якобы для их спасения от расстрела, является обычным мародером, который раздевает трупы убитых воинов. Заключительным аккордом является рассказ “Село вигибає”. Писатель показал войну и все ее ужасные последствия через призму восприятия крестьянина-гуцула, котором она несла разруху и гибель. Он не мог понимать истинных причин, но хорошо видел ее последствия, смотрел на нее снизу, почувствовал ее тяжесть на своих плечах. Сравнивая героев новелл «Зарубки» с ге роями цикла «Село за войны», видим, что последние изображены далеко полнее. Село закаленное, сильное, волевое, оптимистичное. В новеллах довоенного периода село выступает как субъект, что заставляет прислушиваться к своему голосу, в послевоенный период этот субъект предписывает верить в свою силу, потому что эта сила способна выдерживать самые высокие удары, она может преодолеть и самые тяжелые трудности и испытания. Если герои сборника «Вехи» задыхались платя налоги («Святой Николай закалке»), просили смерти для себя («Чічка» «Грушка», «Бабий ход»), заканчивали жизнь самоубийством («Дед»), слабо протестовали («Раз мать родила»), то герои цикла «Сел за войны» проклинают насильников («Первые стрелы», «Предатель», «Хоть им путь о пала!»). Для комендантов, австрийских солдат, ростовщиков и господ Черемуха обретает совсем другие краски, другие слова. Здесь лирик уступает перед сатириком в разоблачении жестокости, цинизма, алчности, бесчестия. Две доминирующие черты характера неприятеля - жалкое трусость и жадность к зба гачення - подчеркивает Черемуха, испо стовуючи средство контраста не только в зма люванні действий, поступков персонажей, но и в зов нішньому виде.
В сборнике «Село вигибає» Марко Черемшина дальше развивает те же композиционные, жанровые, мовностилістичні средства, которые характеризовали его первый сборник. Он часто прибегает к ритмізованої языка, поэтики причитаний, дум и коломыек. Выбор ритмической структуры определяется содержанием произведения или его частей. В рамках одной новеллы ритм повествования может меняться в зависимости от содержания. Так, в новелле «Предатель» чередуется ритмомелодика думы и причитания. В новелле «Первые стрелы» в коломийковому темпе по дано описание праздника («храма») и ритм авторской рассказы передает ритм танца. Характерной чертой творческого почерка художника и в этот период есть лирическая настроенность, для создания которой письмен ник членящее, как и в ряде произведений сборника «Вехи», абзац на отдельные предложения. Сюжеты имеют фрагментарный характер. Есть и безсюжет ни произведения («Село страдает»). Образы персонажей очерчены бегло, как правило, без детализации внешности, в основном без целостной портретной характеристики; в центре внимания - настроение человека («Предатель»).
В сборнике «Село вигибає» заметнее, чем в первый период творчества, становится использование средств комического. В иронично-сатирическом ключе написана большая часть произведения «Первые стрелы». Средства иронии и сатиры автор использует, говоря о «храбрость» австрийских вояк, об отношении к ним крестьян.
Во второй период творчества Марко Черемшина кроме произведений о войне написал ряд рассказов на семейно-бытовые и любовные темы. Составитель трехтомного издания произведений Марка Черемшины (1937) впервые выделили семь новелл («Парасочка», «Казак», «Инвалидка», «За молоденькую мачеху», «За рікайся мид-горівку пить», «Маричку голов ка болит», «Холостяцкая дело») в отдельный цикл под названием «Парасочка». Тон этих рассказов преимущественно гуморис тический. По сравнению с общей печальной тональностью впереди них произведений цикл «Парасочка» отличается жизнерадостностью. Однако юмор, мажорность произведений Черемухи на семейно-побуто ные темы - особый. В комические сцены и истории он, как правило, вплетает грустные мотивы, юмор иногда перемежается с иронией, веселое сопровождается драматическим, а то и трагическим («Инва лідка», «Холостяцкая дело», «Маричку головка болит», «Па расочка»). Следует сказать, что сюжет здесь становится более очерченным. Наблюдается произошло появление едва ощутимого приключенческого элемента, хотя о нем нужно говорить довольно условно. Самый отчетливый он в рассказе «Маричку головка болит». В этом произведении манера повествования напоминает манеру Юрия Федьковича. Неожиданной для Черемухи есть здесь рассказ от первого лица, где рассказчик - ди иова лицо.
Этот цикл можно назвать книгой поэм, напы саних белым стихом. Отсутствие рифмы компенсируется концентрированной остротой лирических переживаний, многосторонней «разветвленностью» ассоциаций, метафоричніс тю, щедростью «тропической языка», метризацією эпического рассказа. Лирическая речь цикла - пышная, изящная, ярко окрашенная, с повышенным експре сивним тонусом. Поэтический строй цикла определяющее лирико-патетическое повествование, что дает возможность передать волшебную красоту гуцуль ской природы, быт, духовную одаренность народа, его нравственную чистоту и бла городство. Важным средством изображения героя в цикле есть его портрет. Каждый персонаж, даже эпизодический, скульптурно окресле ный, имеет свое индивидуальное лицо с акцентированными определяющими чертами. События, описанные в новеллах этого цикла, событий во время первой мировой войны, или раскрывают последствия ее. В отличие от передних новелл, где преобладают тоска, горе, смерть, новеллы «Парасочки» переливаются радугой солнечных красок, характеризуются жизнерадостным мажорным тоном даже в драматических моментах. Голос жизни - основной мотив цикла но вэл «Парасочка». Жизнеутверждающее, оптимистическое начало народа-труженика, народа-творца наиболее ярко проявлялось в семейных отношениях и в любви. Частушки обрамляют новеллу, создают живое вдохновенное фон, поэтически наполняют всю рассказ новелл, звучат, как дифирамб непосредственной и чистой поэзии, что владеет тайной пробуждения лучших, самых святых чувств в человеческой душе.
Гуцульский быт проникнут особенно высокой художественностью. Красивые, энергичные и смелые гуцулы окружают поэзией красок ее найбуденнішу вещь. Писатель ценит каждую, даже самую маленькую, деталь, но змалю ния бытовых картин у него не является этнографической самоцелью. Оно строго підпо рядковане основной идейно-художественный тэн тенденции новеллы и вводится только как необходимый составной компонент в общую сюжетную ткань. Черемшинівські герои физически и морально здоровые. Обладая острым зрением и природ но развитым поэтическим чутьем, они не могут быть равнодушно-слепыми к настоящему домашней красоты. Этим объясняется «отклонения» от моральных норм Дуця Петрова, без именных героев в «Парасочці».
Полной жизненной утехи не имеет (да и не к магається) ни один из героев цикла (о новеллах других сборников нечего и говорить). Личная судьба социально-униженной девушки-покрытки заставила ее использовать свою красоту как средство защиты и мести («Парасочка»). Желание Калины («Зарекайся мид-горівку пить!..») и Петрихи («Инвалид ка») созвучны с христианской моралью, а не с «языческим мироощущением». Продолжать род - самое святое предназначение женщины и наивысший ее обязанность. И уж никак не соединяется традиционный гедонизм с Єленкою («За молоденькую мачеху»). Свои новеллы Черемуха создавал, спи раючись на неисчерпаемые богатства гуцульского фольклора.
Много внимания в последний период творчества писатель уделяет изображению гуцульского быта. Война оставила в сознании людей глубокий след, создала условия для поступков, несовместимых с понятиями здоровой народной морали (“Холостяцкая дело”, “Инвалидка”, “Парасочка”, “Инвалидка”.
Ароматно-нежный, свежий колоритный верховинский пейзаж, что позволяет Черемшині воссоздать богатство нюансов, оттенков в композиции, строении произведения, усилить содержание образа, пробудить у читателя чувство добра и красоты, уважительное и любовное отношение к героям,- сквозной и в последний сборнике новелл, которая вышла в Киеве в выдал производстве «Книгоспілка» 1929 года под названием «Верховина. Избранные рассказы. Книга вторая». В сборник входило двенадцать новелл («Верховина», «Писанки», «Пожалуйста», «На Купала, на Ивана», «Коляда», «Ибо как дым підоймається», «Колядовщикам науки» и др.). Пять из них впоследствии вошли в цикл «Парасочка», пять послевоенных переводов. Здесь же была помещена одна из посвящений В. Стефаникові «Его кровь»; а также «Моя автобі ографія» и «Фрагменты моих воспоминаний об Иване Франко». Глубинные политические и социальные процессы, характерные для жизни западноукраинского села начала XX века (зарождение ка піталістичних отношений, антигуманизм бур жуазного частнособственнического общества ва, классовое расслоение, пролетаризація крестьянства, появление сельской буржуазии), нашли особенно яркое отражение в последней сборке. Сборник «Верховина» проникнута идеями возрождения, стремлением писателя подвергнуть художественному анализа и синтеза навко лишний мир в его разнообразных проявлениях. Процессы социальной действительности теснейшим образом соединены с глубоким раскрытием внутренней жизни человека. В центре внимания писателя опять же та ки гуцульское село - Верховина стог не под новым гнетом панской Польши, и с теми же героями - гуцулами-бедняками, гнобленими социально и национально. В послевоенных произведениях, как справедливо отмечает М. Грицюта, «расширилась па ма наблюдаемой действительности, поглибшало понимания общественных явлений, процессов, социального приобщалось еще и национальное», которое иногда выступает на передний план. Герои сборника «Верховина», по сравнению с предыдущими, мужніші, активнее. Правда, полностью избавиться от суеверности, покірли ности, индивидуализма им пока что не удачно ся. И все же, «раскрепощение» души крестьяне-на-гуцула, сдвиги в сознании, зумовле ни изменениями в экономико-производственных под валинах, отмечаем у всех героев «Верховины». Герои сборника выступают как соци альне активная сила, энергичная и боевая, сила, что протестует против любого угнетения.
Наиболее полно взгляды на Украину отражено в рассказе “Тоска” (1925). Девочка Маричка тоскует по своим любимым “Юрійком золотым”, который пошел завоевывать тоту Украину и не вернулся. Она обращается к силам природы, просит помочь. По жанру произведение не имеет аналогов в украинской литературе. Это - пять поэтических монологов, пять отдельных надфразних единиц, вложенных в уста героини.
Критика не раз отмечала жизнелюбивый оптимизм Черемухи, тот, по выражению д. донцова, “несокрушимый оптимизм жизни, что торжествует над внешними препятствиями и над своим вопросом; что не берет трагически ни собственной беспомощности, ни ничтожности; свободный и веселый”. С оптимизмом совмещенная, порой скрытая, но везде присутствует органическая украинская ирония, не покидает автора при изображении темных картин. Иронии окрашен спокойный, летописный, по выражению Зерова, тон повествования, обильно перетканий діалогічними и лирическими вставками. Эти музыкальные вставки являются искусными стилизациями народных причитаний и колядок, о чем свидетельствует их ритмы, постоянные анафоры, симметрия и параллелизм строения. Такое использование устной словесности вяжется с особой склонностью Черемухи вносить в новеллы этнографический элемент-описания народных обычаев, обрядов, имеет чисто эстетическую функцию. В творчестве писателя находим высоко совершенную трансформацию этнографического романтизма.