10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНАС МИРНЫЙ
Сравнительная характеристика Жука и Оболтуса - героев повести Панаса Мирного Злые люди»
В повести Панаса Мирного Злые люди» основа остается традиционной для украинской литературы XIX ст. - столкновение личности и среды, но способ соотнесения героя и обстоятельств другой: интеллигент и мир тесно связаны, а писатель такой связь подает путем непосредственного анализа.
В центре внимания автора образ писателя Петра Раздолбая, который за прогрессивные идеи своего творчества оказался за решеткой царской тюрьмы.
Петр Федорович воспитан в духе творения добра для людей: в детстве это добро он понимает как послушание, уважение к родителям, стремление к обучению, в более зрелом возрасте - как труд ради образования общества. Увалень благосклонно относился к народнических теорий, верил в возможность улучшения судьбы народа путем распространения образования, культуры. Своим талантом писателя Оболтус хочет помочь народу улучшить условия своей жизни, и сам страдает от этого намерения. В частности он отмечает: «Она [мать] у меня добрая, учила любить... Я послушал, а теперь караюсь за то...». Невыносимые тюремные условия и неприятие справедливости своего заключения (Увалень несколько раз в отчаянии повторяет: Я же никого не трогал, никому ничего не сделал плохого») становятся причиной тяжелого психического заболевания и самоубийства Оболтуса.
Панас Мирный рисует еще одного борца против царского режима. Образ Тимофея Жука - типичный образ революционного народника того времени. Жук намного тверже и хладнокровный за Оболтуса. Формирование его мировоззрения как демократа происходило еще в стенах гимназии, где он читал запрещенную литературу и вел дискуссии на злободневные политические темы. Увлеченный идеями народничества, Жук советует Попенкові ехать в деревню учить крестьянских детей: «... поп так близко стоит к народу; люди привыкли его батюшкой зовут... Вот и будь им за отца, Грицько!.. Только делай истинное добро, а не ищи славы и денег через его Школу... поставь так, чтобы выходили из нее не писари-пиявки, а грамотные люди».
В сравнении с Болваном Жук гораздо активнее, устойчивее, послідовніший. Выходец из дворянского круга, он сливается с простым народом, из идейных соображений порывает даже отношения с родным человеком в мире, со своей матерью. «... не так наша жизнь порізнилося, чтобы ждал я от моей матери помощи... Она вскормлена еще во времена крепостничества, выношенная кріпацькими руками, вихолена в панской семьи, не будет чистить той рыбы, что ее сын наловил своими руками, вихолена в панской семьи, не будет ходить вокруг моего общества, когда оно сляжет, как тот лежит; не даст своего добра лечить болезненные язвы и порезы; не поможет бесталанной семье бедного рыбака, когда заработка нет и она холодная и голодная клянет свою тяжелую жизнь в чужом доме... Чего же нам сходиться? Зачем стрічатись? Чтобы вылить каплю барских слез на какое-то обездоленность своего сына?.. Господь с ними! Пусть доживает она возраста на своем добрые...».
Сильная, сильная натура, человек принципа, Жук прямо говорит своему другу Бестолочь о его оторванность от народа, призывает бороться силой: «...нельзя просьбой - бери силой! Дерись! Ворися - а бери, добывай!».
Увалень не воспринимает насильственной политики Жука. В его шкале ценностей война, кровопролитие - страшное народное горе. Увалень ратует за духовное обогащение народа, Жук - за материальное.
Жукова печальная песня, в которой Увалень узнал голос своего бывшего товарища, толкнула его до бессознательного самоубийства.
Что же ждет в жизни Жука? Он сам ответил на этот вопрос: «Я только вижу, что пути наши разные, а Петр положение, одинаковое... Где оно будет - или на виселице, или в Днепре... Все равно где бы не было!».
Итак, можем предположить, что его ждет смерть, но в отличие от Раздолбая сознательная: или, действительно, на виселице, или в водовороте событий октябрьского переворота, в колесе сталинских репрессий. Автор повести еще об этом не вспоминает, потому что он еще сам не знает, к чему приведет усиление освободительного движения. Однако, из воспоминаний современников Панаса Мирного знаем, что события коммунистического переворота писатель не воспринял и не понял.
|
|