В начале зимы Олесю в школу можно ходить двумя путями - по реке или бором. Но мать запрещает ходить по тонкому льду, поэтому мальчик идет бором. Он еще мал, едва до ручки двери достает. Глаза черные, глубокие, хотят понять весь мир.
Олесь любит зиму. Любит рисовать по снегу, водя пальцем. Любуется своим творением, пока кто-то не гукне со двора, что скажет матери.
В бору тихо и уютно. Только где-то недалеко работает дятел. Олесь присматривается и видит кучу шишек под сосной. Вот и сам дятел - нацелился каленым клювом, будто спрашивая: чего тебе именно здесь? Олесь нагреб снега на корни сосны и побежал.
Когда мальчик подошел к школе, его позвали одноклассники «подушки гнут» -- кататься на молодом льду. Олесь ответил, что не хочет портить лед. Тогда к нему подскочил Федя Тойкало с криком «бей предателя!» ударил в висок. Под глазом у Олеся выскочила шишка.
Мальчик лег на лед вниз и стал разглядывать дно реки. Представил маленькую хатку под кустом водяного папоротника, как он там сидит и рыбку стережет, здоровается с карасиком. Вдруг мелькнула черной молнией щука с маленькой пліточкою в зубах. Мальчик заляпал ладонью по льду, затупотів ногами, умоляя хищную щуку отпустить рыбку. В школе прозвенел звонок, а Олесь сидел посреди реки и плакал.
На первом уроке было рисование. Старенькая учительница Матильда Петровна повелела всем рисовать глиняный горшочек. Олесь начал и вдохновенно рисовать, и из его тетради посмотрел презрительным взглядом дятел: чего тебе? Когда учительница возмутилась и пообещала поставить двойку Олесь поднялся и пошел из класса. Вышел из школы и направился в ивняки. Там проплутал до вечера - разглядывал птичьи гнезда, ел мерзлую калину, искал світків.
У школьников закончились занятия, и они вышли на улицу. Под заборами на бревнах сидели дяди и обсуждали жизнь, хвалили детей, что пытались показать свою силу. А Олеся сказали, что он тихий, смирный, какой-то странноватый, и мальчик не понял, хвалят его или ругают.
На мосту Олеся ожидании Федя. Смущаясь, сунул в руку подавленное теплый пирог. Олесю не хотелось пирога, но он рад был примирению, занишпорив по карманам и подарил Тойкалові ремезяче гнездо.
Бежав через лес, мальчик заметил своего деда Прокопа, ехал по сено, сел и себе на сани. Стал спрашивать деда, почему его, Олеся, называют чудаком. А дед сказал, что не умеет малый жить - тихий, смирный, а надо себе локтями пробивать дорогу.
Дед Прокоп много нагрузил сена на сани - лошадям было трудно ты по снегу, он их бил кнутом, а Олесь просил не бить, все подбивал старом руку.
Дома мальчик залез на печь и заплакал. Дед сказал матери, что сын у нее чудак. Мать попросила не трогать парня.
Олесь заснул, и снилась ему сказка про Ивасика-Телесика, которого гусь взяла на свои крылья.
Комментарий
Каждый человек неповторимая, индивидуальная. Таким является и Олесь, герой рассказа «Чудик». Он тонко чувствует природу, чувствительный к красоте, его сердце открыто для добра и справедливости. Все плохое в жизни он воспринимает болезненно. Не все понимают его чувства, даже учительница и родной дед, поэтому считают его чудаком, человеком, не приспособленным к жизни.
|
|