О украинский футуризм начали вспоминать сравнительно недавно. Однако не следует забывать, что в 10-30 годы XX века это была мощная авангардное течение в нашей литературе. Возглавлял группу футуристов Михаил Семенко. Человек-молния, человек, который умел делать мертвые петли в поэтическом небе; человек, который стверджувалась и совершенствовалась, разрабатывая собственный неповторимый стиль. Вместе с тем поэт имел ранимую душу, которую можно сравнить со взлетом "несмелого" белого мотылька (стихотворение "Бабочка").
Ведущим поэтическим образом в поэзии М. Семенко является город. Его он воспевал в нескольких стихах с названием "Город", эти произведения имеют второе название по первой строке: "я Вдыхаю тонкий яд...", "Блимно и крапно", "Солнце освещало...", "Зойкно вылетали...", "Вечер подощовий...", "Город мокрое", "Вот то сте...". А также в стихах с чрезвычайно красноречивыми названиями, отражающих городскую атрибутику: "Дома", "Тротуар", "Улици", "Асфальт", "В кафе". Михаил Семенко увлекается городскими пейзажами, с удовольствием вдыхает запах бензина, обожает быстрое движение, которое он называет "життєрухом", любит посидеть с друзьями в кафе, сходить в кино, которое входило тогда в моду. В поэзии он главным критерием вартісності считает оригинальность мысли и словесную игру. Даже из названий произведений Михаила Семенко можно догадаться, что он является сторонником неологизмов. О значении многих таких слов читатель легко догадывается, а над некоторыми приходится задуматься. Произведения М. Семенко держат читательскую мысль в постоянном напряжении, поэтому их интересно читать и анализировать.
Возьмем, например, стихотворение "Желание". Только такой оригинальный художник, как Михаил Семенко, мог поставить такое нелепое, на первый взгляд, вопрос: Почему нельзя перевернуть мир?
Чтобы поставить все вверх ногами? Оказывается, что подобное "желание" М. Семенко может осуществить сам и не найдется смельчака, кто посмел бы ему возразить. Переворачивания мира, осуществленное лирическим героем поэзии М. Семенко, выглядит несколько странным. Он стягивает месяца и дает ему "березовой каши", раздает детям звезды вместо игрушек, а служанки Маши дарит весенние березы, чтобы ее полюбил Петька. Михаил Семенко любит постоянные изменения, постоянную динамику. Его не устраивает даже сама природа, он называет ее "балаганом" и стремится, чтобы ее "черти ухватили", ведь его "желание" невозможно выполнить.
Стихотворение "Приглашение" - это обращение к грядущим поколениям. Поэт всем тем, кто хочет его "вызвать духа" обещает показать множество миров "оригинальных и капризных", множество путей, а также открыть запертые двери. Михаилу Семенко удалось победить "все стихии и дожди", поэтому, конечно, прогуляться с ним ночью было бы интересно.
Такую же интересную прогулку обещает поэт и во втором стихотворении с аналогичным названием "Приглашение". На этот раз он предлагает подняться на Батиєву гору, потому что там "хорошо", "симпатично и разнообразно". Поэт знает, что кое-кто смотрит на футуристов "как на зверей", однако он хочет преодолеть такое несправедливое отношение со стороны общества к нему и его друзей, стремится доверия и доброжелательности со стороны читателей, он пишет:
Люди мы сильные, молодые, смелые - Не боимся никого и желаем всем добра. Несмотря на экзотичность мышления Михаила Семенко, непримиримость его натуры, его произведения должны занять подобающее им место в литературном процессе, вернуться к читателям и стать предметом широких дискуссий, ведь этот поэт стал путеводной звездой авангардного движения в Украине, сделал достойный вклад в ее возрождение, которое впоследствии назвали "расстрелянным".
|
|