Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Светлана Лахвич

Образ женщины-художника в творчестве Лины Костенко.

Кого бы из украинских поэтов мы не вспомним, все из них тогда или тогда обращались к теме творчества. Каждый из них поднимал проблемы взаимоотношений художника с обществом, о месте поэта в обществе, о его предназначении, судьбе, о значении слова поэта в жизни общества. И не удивительным является то, что наша современница, великая украинская поэтесса Лина Костенко, тоже обращалась к этой теме. Григорий Дмитриевич Клочек выделяет четыре тематические эпицентры творчества Лины Костенко: Память, Творчество, Любовь, Природа.

Итак, тема творчества занимает заметное место (извините за тавтологию) в творчестве Лины Костенко. Эта тема освещена не только в стихах, но и, например, в романе «Маруся Чурай».

В лирическом произведении «Судьба» лирическая героиня видит сон, в котором она ходит по «странном базара», где продаются судьбы. Одни судьбы сами просятся к ней, чтобы их купила, а «...только одна отвернулась». Героиня к ней, мол, что ты за судьба, а та ей в ответ: «За меня надо платить жизнью, а я принесу тебе горе». Но лирическая героиня не покидает ее, а, наоборот, принимает. И, проснувшись со сна, понимает, что судьба ей осталась и она этому рада. Своеобразным является осмысление становления поэта, а именно поэта-женщины. Она понимает на что она идет, понимает, что такая судьба принесет горе, и все же не изменяет ей.

В поэзии «Какая разница - кто куда пошел?» героиня-художник признается: «Я лишь инструмент, в котором плачут сны моего народа», утверждая, что «поэзия - это праздник, как любовь».

Небольшое поэтическое произведение «Мы молчим - поэзия и я» раскрывает мысли лирической героини, которая понимает, что является нецелесообразным в современном ей обществе, которое теряет духовные ценности: «Я не сошла, посеянная в бетон», а далее чрезвычайно меткой метафорой подчеркивает свою отдельность, нецелесообразность: «Я нецелесообразна - словно камертон в кулаке лохматого бандита».

Как в поэзии «Судьба», так и в произведении «Поэзия погубила камертон» художница утверждает, что слово и правда - категории неразделимые: « Поэзия - моя родная сестра. Правда человеческая - наша мать» и «С правдой разведены слова куда-то бегут по серому перрону». Эти строки перекликаются, выражая одну и ту маму мнению: слово должно быть правдивым, а правда - выраженная словом.

Поэзия «Жду дня, когда себе скажу...» выражает жизненное кредо настоящего художника. Как говорят, век живи - век учись. А то когда-то сказал о себе (не вспомню сейчас кто) очень умный человек: «Сколько я учусь, и все же не знаю ничего». Так и художник (в поэзии Микеланджело), прожив долгую жизнь, десятилетиями отшлифовывая свой талант, свой гений, глядя уже смерти в глаза, осознает (не честно по отношению к своим творениям, да и к себе самому): «В искусстве я познал только азы. Только азы! Как жаль умирать...»! А те, кто не имеют таланта - все художники, все гении - такими себя считают. Они кладут свои «шедевры» на вечные весы, не осознавая, что вечность их забудет...

Тема творческая личность и общество поднята Линой Костенко и в романе «Маруся Чурай». Девушка-песенница - солнечный лучик в бурных, непредсказуемых казацких будням. С ее песней казак просыпается, идет в поход, и засыпает с ней же. Песня поднимает дух казацкий, не дает забыть славу казаков, павших в бою. И этого мало для судей. Они хотят установить «правосудие», повішавши невинную Марусю. И Богдан Хмельницкий, узнав о такой беспредел от Искры, не дает этому произойти: «Так отпустить девушку немедленно и отменить приговор того», приводя перед тем ряд аргументов, среди которых основные: «Совершив зло, она не преступна, ибо только измена есть тому причина», «ЕЕ песни - как перло многоцінне, как дивен сокровище среди земных сует».

В романе показано украинский народ как народ, в непрекращающихся битвах отстаиваю свою свободу и независимость. Изображения полка, отправляется в поход, является сквозным в романе. Это полны патриотического смысла картины. Маруся всегда была участницей этих проводов. Даже находясь в заключении, она мысленно была с полком, что очередной раз отправлялся в поход. Женственность Маруси будто оттеняет мужество воинов. Маруся не принимает непосредственное участие в войне - это все же не ее дело. Однако ее песни были, как оружие, нужны борцам за волю украинского народа. Об этом сказано словам Ивана Искры: Когда в поход выходила батава, -

ее песнями плакала Полтава.

Что нам было нужно на войне?

Сабли, знамена и ее песни.

Победы наши, муки и руины

Бессмертные будут в ее словах.

Она же была как голос Украины,

Клокотавший в наших корогвах!

Некоторые, например, Грицева мать, не верят, что те песни принадлежат Марусиній многострадальной души: «Это что-то для девки, сын, высоко. Не верю, чтобы составляла это она».

В этих словах раскрывается судьба художника, который и заветное должен пустить на люди, даже если ему самому от этого будет больно (Маруся о услышанную от девушек «Ой, не ходи, Грицю»):

А я стояла... что же мне кричать?..

Какие мне сказать им слова?..

Дівчаточка, дівчаточка, девушки!

Это не пойте, я же еще жива.

Итак, образ женщины-художника в творчестве Лины Костенко многогранный. И все же художница всегда принимает свою судьбу, понимает свою роль в обществе, даже тогда, когда общество не понимает роли поэта.