СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ
«Энеида» Ивана Котляревского - энциклопедия украиноведения
И. П. Котляревский - основоположник новой украинской литературы. Он первым заговорил подлинно народной украинском языке о народе и прекрасно изображал характер украинцев, их взгляды на жизнь и их быт как в лирико-драматических произведениях, так и в юмористически-сатирических («Наталка Полавка», «Москаль-волшебник», «Энеида»).
Поэма «Энеида» - травестійно-гротескная. Травестійними называются произведения, в которых на основе известного сюжета писатели создают собственные образы. Котляревский, рассказывая о приключениях троянцев, воспроизводит характеры, быт, обычаи украинцев с такой подробностью, что поэму вполне можно назвать энциклопедией украиноведения.
Из описания ада и рая мы узнаем о типовой состав тогдашнего украинского общества:
Были неверны и христиане,
Были господа и мужики,
Была здесь шляхта и мещане,
...Были и штатские, и военные,
Были и помещичьи и казенные.
Были миряне и попы.
Из упоминавшихся в тексте поэмы событий легко узнать отдельные моменты из истории Украины. Так, Сивилла говорит, что «при Шведчині я дівовала», а «татарва как набегала, то я уже замужем была».
Со скульптурно-живописной выразительностью отображено 1. Котляревский внешность, характер, мораль украинцев. Перед нами запорожские казаки предстают такими, какими они были как за внутренними особенностями характера-самоотверженными, героическими, способными отдавать жизнь за родную землю, но время и пьяницами и дебоширами, - так и по внешним:
Чтобы головы все обголяли,
Чуба длинные оставляли,
А ус в півлікоть бы торчав...
Вспоминает автор подробности организации и вида казачьего войска:
Так славнії полки казацкие, Лубненський, Гадяпький, Полтавский,
В шапках, было, как мак, цветут. Сшили синие всем кафтаны, под низ же білії кафтаны, - Чтобы был казак, а не м гирь.
Говорит писатель и о народной нравственности, о вере в справедливость, в неотвратимость наказания за зло и вознаграждения за добро (в аду - несправедливые господа, вымогатели).
Создавая образ народа Украины, автор перечисляет, например, характерные для тех времен имена (24 имени!).
Не могла пройти мимо внимания автора и народное творчество. Троянцы:
Кугикали все песенок: Казачьих, красивых, запорожских... О Сагайдачного пели, Небось, пели и про Сечь...
А какая же песня или танец без музыки! Итак, мы видим типичные национальные музыкальные инструменты: бандура, свирель, дудка и т.д.
Фольклор - неотъемлемая часть культуры. Временами мы ощущаем в поэме отголоски народной сказки. Так троянцы дарят Латынь сапоги-скороходы, Амати - скатерть-самобранку, Лавинии - ковер - самолет, Сивилла имеет хатынку «на куриной ножке».
Близка к народному фольклору и речь. Здесь звучат пословицы и поговорки («и все на ус себе мотала», «не розглядівши, говорят, брода, не лезь опрометью первый в воду», «кто чем богат, тем и рад»), постоянные эпитеты и «крылатые выражения» из народного языка («кричал, как в марте кот», «чертиков пускать», «вне ушами лящало», «ніхо из уст пары не пускал»).
Пророчества, гадания, проклятия - это тоже часть народного творчества. Вот как Дидона проклинает Энея:
«Пусть тебе приснится бис! С твоими сучими сыновьями. Чтобы враг взял вас всех повес, Чтобы ни горели, ни болели, На чистом чтобы поколіли...
Поп (!) у Котляревского гадает, это тоже особенность тогдашнего менталитета.
Котляревский рассказывает нам и о нравы, развлечения, все эти гулянки, вечеринки, сватовство, колядки, кулачные бои, игры:
И у панаса играть стала...
Здесь другие журавля скакали,
А кто от дудочки потов.
И в хрещика, и в горюдуба,
Не раз доходило до чуба,
Как загулялися в жгута.
В хлюста, в пары, в коляске іграли
И дамки по столу совали...
Интересные сведения о жизни прадедов дают описания быта тех времен. Ведь далеко не каждый знает, что оно такое: чаплія, рубль, цеп, или пятнашки, помела, макогоны, которыми пользуются герои поэмы. Изображается и посуда - обливное миски, кленовые тарелки; для напитков использовали: „бочонки, бутылки, носатку, бутыли, тыквы, баклажки”. Упоминается и о употребление лечебных растений.
Можно узнать из поэмы и о тогдашних «транспортные средства»: берлини, дормези, ридвани, портшезы, переводные.
А как интересно нам узнать о том, что ели и пили наши предки! Так у Дидоны употребляли:
Свиную голову до хрена
И лапшу на перемену,
Затем с подливой индюк;
На закуску кулеш и кашу,
Размазню, зубцы, путрю, квашу. И
с маком медовый шулик.
И кубками пили сливовицу,
Мед, пиво, брагу, сыровец,
Водку простую и кал крыльце.
Очень детально изображается одежду. Например, сестра Дидон и Анна: «В красной юпочці баєвій, в запаске хорошей фаналевій, в стьожках, в ожерелье...»
Эней одевает «брюки и пару сапожек, рубашку и кафтан из китайки, и шапку, пояс с каламайки, и черный шелковый платок». Так же изображен в украинском стиле одежда Дидоны, Венеры, Юноны, даже машталіра, что правит лошадьми Венеры.
Итак, в произведении Котляревского мы видим всестороннее, действительно энциклопедическое изображение украинского жизнь, перед нами встают картины прошлого нашего Отечества, образы предков. И удивляешься таланту писателя, его глубокому знанию и пониманию жизни народа.
|
|