Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
ТЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО В ПОЭМЕ Т. ШЕВЧЕНКО «ГАЙДАМАКИ»

Творчество Т. Г. Шевченко (1814-1861) - жемчужина украинской литературы, гордость украинской нации. От казачка у пана Энгельгардта к ученику Петербургской Академии художеств, от неграмотного крепостного до автора знаменитого «Кобзаря» прошел путь этот самобытный поэт, художник. Через все его произведения проходит мотив свободы, протеста против насилия, крепостного рабства, мотив национального достоинства. Все это было обусловлено всей жизнью поэта, который, став 1838 г. свободным человеком, в 1846 г. становится членом Кирилло-Мефодиевского общества, что имело целью бороться демократическими способами за права народа, родной язык, культуру.

По доносу провокатора В. Петрова, что жил за стеной в соседней комнате и подслушивал разговоры членов общества, Шевченко вместе с другими участниками был арестован. Приговор суда для Шевченко его стихи протицарського направления был строжайшим: десять лет солдатчины. На приговором сам царь написал: «С запрещением писать и рисовать». За невыполнение этого запрета (Шевченко тайно писал и рисовал) поэта снова арестовали 1849 г.

Непокорность украинского поэта-патриота непосредственно отражена в его творчестве, где видное место занимает историческая тематика.

1840 г. Шевченко издает свой первый поэтический сборник «Кобзарь», который имел огромный успех. А уже в следующем (1841) - наибольшее из своих поэм «Гайдамаки», где описывает героическую борьбу украинских повстанцев против польских поработителей. Свое произведение Шевченко назвал бунтарским именем гайдамаки - участников войны против шляхты - Колиивщины (1768), исторические события которой и отражена в поэме.

То было время, когда польское панство объединилось, чтобы пойти против Украины «крестовым походом». Это объединение было названо «конфедерацией». Его поддержал папа римский, заинтересован в распространении католичества. Конфедераты отправились с войском на Правобережную Украину, розрушая церкви, монастыри и культурные заведения. Насильственное насаждение католичества было одним из проявлений порабощения народа. Реакцией на эти события и стало грозное восстание. Возглавил повстанцев запорожец Железняк. На его сторону перешел сотник Гонта, который помог повстанцам взять Умань, где расположились господа. Повстанцев называли «путями» или «гайдамаками», что происходит от понятий «гнать», «беспокоить».

Украинский народ победил польскую шляхту. Но напуганная таким поворотом событий Екатерина П послала в Украину войска, и восстание было подавлено. Польское панство яростно и жестоко розправилось с повстанцами. Только в городе Кодне было казнено несколько тысяч повстанцев. События Колиивщины надолго остались в народной памяти. О гайдамацкое восстание было создано много песен, преданий. Эта тема привлекала историков и поэтому отражена в «Истории русов» неизвестного автора, «Истории Малой России» Д. Бантыш-Каменськського, «Истории Королевства Польского» Брандтке. Воспринимая гайдамаков как освободителей украинской земли, как народных героев, Шевченко придавал большого значения тем событиям. Рассказы деда, участника восстания гайдамаков, глубоко поражали душу мальчика. Об этом он рассказывает в эпилоге к поэме:

Давно то прошло, как маленький ребенок.

Сирота в дерюге, я когда-то бродил.

Без свиты, без хлеба, по той Украине,

Где Зализняк, Гонта с освященным гулял..

Вспомню то беда, в те степи бескрайние,

И отца, и деда старого вспомню...

Дедушка еще гуляет, а отец уже умер.

Бывало, в воскресенье, закрыв минею,

По рюмке с соседом выпив той,

Отец деда просит, чтобы тот рассказал

О Колиивщине, как когда-то бывало.

Как Зализняк, Гонта ляхов наказал.

Столітнії глаза, как звезды, сияли,

А слово за словом посмеивалось, лилось...

В своей исторической поэме Шевченко использует народные песни, предания о гайдамацкое восстание. В произведении является образ кобзаря Волоха, который участвует в походе, распевая песни и прославляя гайдамаков, вызывая патриотические чувства упоминанием о Богдана Хмельницкого («Вспомним Богдана, старого гетмана»). Этим Шевченко подчеркивает, что народное освободительное движение 1768 года имеет древние корни и берет свое начало в освободительной войне XVII века.

Яркими выразителями патриотических стремлений восставшего народа выступают в поэме Ярема Галайда, Гонта, Зализняк.

Ярема - типичный представитель крестьянской бедноты. Это сирота-наемник, который тяжело работает у корчмаря Лей-бы, покорный своей судьбе Он любит дочь ктитора Оксану и мечтает о браке с ней. По натуре Ярема добрый, не мстительный, нежный, чувствительный. Но он превращается в грозного мстителя, когда узнает, что конфедераты украли его любимую:

Почему я не сторукий?

Дайте нож, дайте силу,

Муки ляхам, муки!

Муки страшной, чтобы ад

Тряслось и млело!

Но не только личные интересы руководят Яремой. В селах, через которые проходят гайдамаки, он видит картины жестоких издевательств шляхты из народа и поэтому мстит за свой народ, мечтая нанести господам адской муки. Шевченко изображает Ярему даже жестоким, но эта жестокость вызвана зверской расправой господ над трудящимися.

В борьбе Ярема меняется как личность: он чувствует себя не рабом, а человеком, у него, как пишет Шевченко, «вырастают крылья». Это неутомимый борец, который «с ножом в руках и днюет и ночует». Изображая Ярему, Шевченко показывает, какая большая могучая сила кроется в народе. Своим поведением, храбростью, патриотизмом он напоминает образы героического эпоса.

Ярема все время делит с народом и ярмо неволи, и радость победы над угнетателями. Он, как и другие гайдамаки, свято придерживается присяги. Утром обвенчавшись в Лебедине с Оксаной, он вечером возвращается в отряд Железняка: «Бросил Оксану: ляхов кончит». За преданность народной деле прославился Ярема. Даже через много лет после Колиивщины старые гайдамаки слагают о нем песни. Что же до дальнейшей судьбы Яремы после поражения восстания, то о ней Шевченко говорит в «Эпилоге»:

Пошел степью бедолага,

Слезы утирает.

Долго, долго осматривался.

Да и не видно стало.

То есть Ярема не погибает. Он и такие, как он, должны передать следующему поколению заветы борьбы за свободу.

В предисловии к поэме Т. Г. Шевченко отмечал, что «Галайда вполовину вымышленный». Историческими в произведении образы Зализняка и Гонты:

На базаре.

Как посреди моря

Кровавого, стоит Гонта

С Максимом заядлым.

В бою Зализняк предстает храбрым и бесстрашным народным вожаком. Он тепло и дружески относится к гайдамакам, умеет преподнести их настроение. Образ Максима Зализняка - романтично-героический, что соответствует героическому характеру всей поэмы. Образ Гонти - также героический и одновременно трагический. Это представитель казацкой старшины, который переходит на сторону восставшего народа и борется против конфедератов. Шевченко вводит в поэму трагическую сцену: убийство Гонтой своих детей. Известно, что такого исторического факта не было. Но поэт использует народные предания о Гонта, чтобы показать его верность данному перед народом слову. Когда ксендз-иезуит привел сыновей к Гонти, тот говорит:

«Мои дети - католики...

Чтобы не было измены,

Чтобы не было молвы,

Господа громада!

Я присягал, брал свяченый

Резать католика...»

Вместе с тем Шевченко показывает глубину отцовских чувств Гонти, его страдания:

Понес Гонта детей своих,

Чтобы никто не видел.

Где он сыновей похоронит

И как Гонта плачет.

Яркие в поэме массовые сцены, где показана «общество сіряках», гайдамаки, которые поднялись на священную войну за национальное освобождение. Психологию народа, стремление к свободе отражено в песнях кобзаря, которые звучат на протяжении всей поэмы. Поэт показывает, что движение гайдамаков был всенародным и грозный носил массовый характер:

На улице, на розпуттях

Собаки, вороны

Грызут шляхту, клюют глаза;

Никто не защищает. .

Да и некому: остались

Дети и собаки, -

Женщины даже с рогачами

Пошли в гайдамаки.

Народ предстает в поэме как главная сила в рядах повстанцев. В освободительной войне снимаются социальные противоречия: убогий и богатый объединились в борьбе против конфедератов. Поэт подводит читателя к главному выводу: некогда могучие государства, например Вавилон, исчезли, а народ остался, ведь не цари и полководцы, а именно народ является решающей силой истории. Поэт превозносит национально-освободительное движение, стремление народа к независимости. В то же время он показывает, какой трагической была эта страница в истории, ведь славяне - дети одной матери:

Болит сердце, как вспомнишь:

Старых славян дети

Впились кровью. А кто виноват?

Ксендзы, иезуиты!

Великий гуманист Шевченко, завершая поэму, призывает славянские народы к единению: «Пусть рожью, пшеницей, как золотом покрыта, не розмежованою останется навеки от моря и до моря - славянская земля».