Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
Идея работы и ее значение (Г. Сковорода)

Читая произведения Г. Сковороды, я не переставал удивляться тому, насколько глубоким является их содержание, насколько актуальными, необходимыми и просто красивыми являются философские идеи, высказанные в них.
Одной из главных идей философии Сковороды была идея так называемой работы. С детских лет, еще юношей, будущий философ и писатель привык помогать своим родителям. Счастье, что эта помощь давала ему истинное удовольствие, потому что его родители - обычные крестьяне - смогли указать ребенку на то удовольствие, которое может приносить труд ради собственного благосостояния. Позже все пережитое в детстве Г. Сковорода выразил в своих произведениях, и собственной философской теории. Он учил, что каждый человек должен работать. Потому ледарювання приводит к деградации прежде всего духовной, оно как бы замедляет жизнь человека, делает его бессмысленным и бесцветным. Только работа в состоянии избавить человека от пессимизма, скуки и серости. Но эта работа должна соответствовать призванию человека, тончайшим порухам человеческого сердца.
К сожалению, тогдашнее общество совсем не обращало внимания на природные наклонности человека. Когда ребенок рождался в бедной крестьянской семье, почти уверенно можно было сказать, что всю свою жизнь она будет работать на земле. Когда ребенок появлялся на свет в семье ремесленника, она также, скорее всего, становился ремесленником, перенимая от отца его профессию, то же касалось духовенства. В восточных странах, в частности в Индии, в течение многих столетий существовал кастовое разделение общества. Например, были ремесленники, торговцы, воины, духовенство. Следовательно, ребенок от рождения не могла изменить своей кастовой принадлежности, вынуждена была с малых лет познавать часто неинтересную для себя дело. Но что делать, когда сын воина не имеет желания браться за оружие, стремится жизнь спокойного и уединенного, имеет талант к искусству. Или когда будущий церковник находит утешение и счастье в ежедневной работе на земле, в создании чего-то материального, в ощутимой помощи людям? Ответа на этот вопрос не было. Конечно, в украинском обществе такого явного разделения по кастами не было, однако эта проблема стояла очень остро.
Григорий Сковорода заметил такую несправедливость и обдумал пути ее преодоления. Он пришел к выводу, что главное - вовремя заметить способности ребенка и ни в коем случае не создавать препятствий на пути ее духовного и профессионального развития. Когда позволить крестьянской ребенку, если она того хочет, стать музыкой и всю свою жизнь посвятить этому поистине прекрасному искусству, а сыну монарха дать возможность работать на земле, если он не имеет желания, а главное - умения управлять страной, люди станут счастливее. Когда занимаешься любимым делом, даже результативность вашей деятельности ощутимо увеличивается. Но Григорий Сковорода рассуждал не только о счастье каждого человека в отдельности: когда каждый будет заниматься своим сродною трудом, само общество станет лучше, ибо каждый человек - от земледельца до полководца - будет делать свое дело творчески, профессионально и с удовольствием.
Идея работы, ее высказал Григорий Сковорода, была по-настоящему новаторской для тогдашнего ему общества. Возможно, она даже в чем-то изменила его строй, но, по большому счету, все осталось, как и было. Очень жаль, что и сейчас часто мы встречаем людей, которые занимаются «не своим делом» по принуждению или в погоне за деньгами и общественным статусом. Я думаю, таким людям следовало бы обратиться к произведениям Г. Сковороды, внимательно прочитать их и переосмыслить свою жизнь, пока еще не поздно...