СОЧИНЕНИЯ НА НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕМЫ
Рыцари Украины
Как часто мы слышим выражения: «казацкая отвага», «казацкая мужество», «казацкая демократия», «казацкие законы»...
Кто же они, эти казаки? Какими они были? Какова их роль в истории вашего государства?
Гордые сыновья свободных степей, беспредельно смелые, выносливые, волевые, верные в дружбе и беспощадные к врагам, со своими интересными, оригинальными обычаями. Скажем, когда выбирали (обратите внимание: выбирали!) старшину, то заставляли избранных склонить голову и бросали в них землей земли, чтобы не гонорилися перед рядовым казачеством. Или ритуал захоронения: погибшего казака клали посреди степи, и целое казачье войско проходило мимо него без шапок, ибо в шапке каждый нес землю и высыпал как дань памяти павшему. И вырастали в степи высокие могилы. Славились эти гордые рыцари глубоким патриотизмом и безграничной верностью вере христианской. Можно было всю кожу казака порезать на ремни, можно было вскрыть грудь и вырвать сердце (вспомним песню о Морозенко), можно было посадить на кол, как славного Гордея Чурая, но нельзя было сделать казака рабом.
Об этом пелось в песнях и думах, об этом писали писатели. Опоэтизированный и проклят, уважаемый и презираемый предстает перед нами
Богдан в сиянии славы побед и в горькой смуте поражений, противоречивый, но всегда предан Украине.
Славные рыцари отдельных восстаний и великой освободительной войны за судьбу Украины Богун и Кривонос, Зализняк и Гонта. С детства восхищаемся мы гордой несокрушимостью Тараса Бульбы и его сына Остапа (Николай Гоголь «Тарас Бульба»). Склоняемся мы перед мудростью и героизмом отца и сына Шрамов (Пантелеймон Кулиш «Чорна рада»). К тому же часто случается именно такое: отец и сын. Казацкое рыцарство как знамя передавалось из поколения в поколение. Славит казаков Тарас Шевченко, посвящает им роман-эпопею «Богдан Хмельницкий» и одноименную драму Михаил Старицкий.
Прекрасные в своем монументальном величии, они, эти степные и запорожские рыцари, не были, конечно, ангелами с крылышками. Не зная меры ни в чем, они не чурались водки, умели пить-гулять.
Как бить, так бить!
Как пить, так пить!
(Тарас Шевченко «Гайдамаки»)
Честные воины, они не нападали первыми, но в своем справедливом гневе жестоко мстили, тогда уже не считаясь ни с чем. Мог казак бросить в каменный провал маленького ребенка, рожденного украинкой-пленницей от татарина (Зинаида Тулуб «Людоловы»). Жестокость? Так! Но кто его знает, можно ли осуждать их за это.
И верность Украине, верность присяге порой граничила с жестокостью. Тарас Бульба убивает собственного сына, которого любовь завело в лагерь врагов. Гонта собственной рукой режет своих скатоличених детей (Тарас Шевченко «Гайдамаки»). И это не черствость (мы видим горькие отцовские слезы) - просто безгранична бескомпромиссность.
И как бы то не было, казацкое рыцарство, законы Запорожской Сечи - это славное страница нашей истории. Поэтому мы гордимся ими. 1 так бы хотелось унаследовать все лучшее от этих наших гордых предков!
|
|