Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА

Поиски человеческого счастья в философских размышлениях Г. С Сковороды

Каждый человек рождается в этот мир для счастливой жизни. Но каждый находит это такое непрочное, обманчиво, загадочное счастье? Потому что для одних оно измеряется количеством золота, денег, вне власти, для других оно в славе, для кого - то-в мудрости и знаниях. Чей выбор считать правильным?

Просветитель-гуманист, «украинский Сократ», философ Г. С Сковорода стремился найти формулу счастья, которая бы помогла человечеству в его поиске. В трактате «Начальная дверь ко христианскому добронравию» философ отмечал, что весь мир состоит из двух натур: одна - видимая, другая - невидимая. Видимая натура олицетворяла в себе предметы и явления материального мира, а невидимая - это бог, дух, разум, истина. В мире, по утверждению Сковороды, нет ничего случайного, сверхъестественного, все взаимосвязано. Счастье - это высокая цель жизни, идеал, вершина, к которой человек стремится. В басне «Кукушка и Косик» Сковорода отметил: «Щаслив, кто сопряг сродную себе частную должность с общею. Сия есть истинная жизнь». То есть призыв «познай себя», свое предназначение в мире является ведущим в творчестве мыслителя. Каждый человек таит в себе бесценные сокровища. Самопознание нужно человеку, чтобы определить свое призвание в мире: «А если кого своя должность не веселит, он, конечно, не к ней сроден, ни друг ея верный..., так и не щаслив». Путь к счастью нелегок, он проложен сквозь препятствия, преодолевая которые человек достигает желанной цели.

Назначение человека, по мнению философа, определяется волей Божьей и природой. «По разным природным склонностям и путь жития разный»,- подчеркивает Сковорода в басне «Колеса времени». А узнать свои склонности, способности к определенному виду деятельности, найти в ней «сродну роль», а следовательно, и свое счастье и удовольствие. То есть, работа, даже самая простая, может возвеличивать человека, ибо наслаждение от хорошо сделанной вещи, какого дела ни с чем нельзя сравнить. Ибо человек призван прежде всего работать ради душевного удовлетворения, а не для материальных потребностей. Таким образом, просветитель поднял и развил дальше идею «познай себя самого», выдвинутую древнегреческими философами Сократом и Платоном.

Которым глубоко несчастными бывают люди, которые по стечению обстоятельств вынуждены заниматься «не своей» работой. В басне «Орел и черепаха» упоминается факт, что Черепаха разбилась, упав на землю, потому что «принялася за иное не по природе».

Но часто люди, которые самоотверженно отдают себя любимому делу, даже не требуя материального вознаграждения, вызывают непонимание окружающих. В басне «Пчела и Шершень» воспроизведен диалог между мудрым человеком и той, которая живет за счет других. Пчела пытается работать не столько для удовлетворения собственных потребностей, сколько ради того, что плоды ее работы «для людей полезны».

В этой же басне Г. Сковорода вспоминает о римского государственного деятеля и писателя Катона Старшего (234-149 до н.э.), о котором Цицерон писал в сочинении «О старости». На вопрос: «Старик Катон чем мудр и щаслив?» дает такой ответ: «Не ізобилієм, ни образом - тем, что последует натуре».

Итак, взгляды философа на поиски счастья в жизни кто-то будет воспринимать окончательно, кто - то-частично.

Счастлив, кому удалось найти счастливую жизнь; Но счастлив, кто умеет им пользоваться.

А если кому-то нужен проводник в страну желанного счастья, то в трудах знаменитого Г. С Сковороды и можно найти его. Потому что ум всегда нужно чем-то занимать».

Займи его тем, над чем мог бы хорошо поработать. Но хорошим и не чрезмерным. Такты избежишь найлютішої скуки 1 сможешь достичь счастливой жизни,-

звучит через века призыв философа к потомкам. Призыв познавать себя, найти «сродну працю» и быть счастливым вопреки любым препятствиям.