Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Подтекст - скрытый, внутренний смысл высказывания. П. существует только в связи с вербально выраженным содержанием, сопроводит и в то же время частично или полностью изменяет его. П. обусловлен деформированием прямого содержания словесных значений под влиянием контекста и позамовних факторов - воспроизводимой ситуации, позиции говорящего, его коммуникативной цели. Підтекстова информация возникает благодаря способности языковых единиц выражать, кроме основного значения, еще и дополнительные - семантические, стилистические, эмоционально-экспрессивные, - вызвать ассоциации, приобретать дополнительных значений в результате взаимодействия с другими языковыми единицами в структуре текста. Восприятия підтекстової информации возможно лишь на основе осознания этих сопроводительных наслоений на прямое значение компонентов высказывания. П. возможен в разговорном ("Такой уж умный, что дальше и некуда!"), публицистическом вещании ("в Течение трех с половиной веков Украина постоянно чувствовала силу объятий "старшего * брата"), и наиболее присущ он художественным произведениям. Підтекстова информация лежит в основе некоторых тропов (ирония, аллегория), жанров (басня, сказка). Скрытую информацию могут нести языковые единицы всех уровней - слова ("Од молдаванина до финна на всех языках все молчит, / ибо благоденствует", - Т. Шевченко), фрагмент текста ("На кладбище расстрелянных иллюзий / Уже нет места для могил", - В. Симоненко), целые художественные произведения ("Интермеццо" М. Коцюбинского, "Каменщики "И. Франка, "Оргия" Леси Украинки), без восприятия П. которых невозможно понять их идейного содержания и оценить художественные качества. Особенно характерен П. для психологической новеллы, психологической драмы, лирических произведений (см.: Езопівська речь).