Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Наталена Королева
ЛЕГЕНДЫ СТАРОКИЕВСКИЕ

Аскольдова могила

Как облако, несущее грозу, тихая и белая сунула лава Святовидових жрецов княжеским дідинцем. Водслав, верховный жрец, взял с собой многочисленный сопровождение нарочно:

- Пусть видит князь Аскольд-Николай, что новая вера греческая не уменьшила давньоколишньої горливості. Еще стоят на высотах Киевских и Перун Срібноголовий, и Святовидова святыня пышная под охраной трех соток мужей определенных, вооруженных, комонних. Они и день-день и ночь-заграничные почетную стражу при храме держат.

Та и дары Водславові, и покорные просьбы, и уговоры, что таят в себе намек-предостережение. Более мощные Стрибожи внуки, как персть земная, человек же - пустая, хотя бы и княжеским венцом увенчанная...

Все ни к чему, все зря: только злоститься князь, ни выслушать не хочет.

- Нечего мне в глаза светить и достаточно колінкувати!

Надаремний загай Сказано,- проговорил князь и встал из стола.

Был неупростний и твердый, как скалы над морем Варяжским.

Сказано!.. Капище Святовидово уничтожить. Ни столба, что в пределах рощ посвятительных, ни того «слупа» Святовидового трехсущного отныне не потерпит князь на земле Киевской. Так же и вся страна, как длинная, так и широкая, - скоро должно стать, как стал сам князь Николай, - христианской! Поэтому за три дня най вимандрують жрецы за пределы киевские, хоть бы и к земле Ругіан или на остров Руйану. Там-так же пышная святыня бога. А за прошлое князь не мстит: могут взять с собой все свое добро, все утварь посвятні и самого Святовида с Перуном.

- Мне-потому,- с улыбкой закончил Аскольд,- не лить есть с істуканами на прю становиться. Не враги они, только - хлам.

И словно на висміх жреца, что докуку ему поступили, княж выезд на охоту задержали,- не помедлил Аскольд, чтобы Святовидові слуги хотя бы с княжеского двора выступили. В мигании оружия и красок, как вихрь, треском вылетел широко открытыми воротами князь с дружинниками. Пыль сбили на гостинцы широком и впрост через Поле Венгерское поехали в леса Зверинецкие по захолустьях понадбережних.

Еле сдержал руку свою Водслав, чтобы стрелой проклятие в обидчика-князя не метнула. Таже: бог требует оружия на смертного?

Жрец плотнее завернулся своим белым плащом, ниже надвинул на виске дубовый венок и шепотом дал брак:

- Будет достойна тебя, Святовиде, последняя жертва наша. Будет!

Черком всів на коня-білогрива, что никогда не стрижено ему длинного волоса ни в хвосте, ни в гриве, и также полным чвалом вылетел со своим сопровождением с княжеского двора.

В святыне же закипела работа, заметушились жрецы и верующие, как пчелы в бортные предложенными июльской поре.

«Будет достойна тебя, Святовиде, последняя жертва!» - думал своей Водслав, давая приказы относительно приправ в далекое путешествие. Вот странные были те приправы жрецов. Не составляли имущества до мехов шкуратяних, не зашивали серебра-золота до широких странствующих чересів. А зато чинили оружие: на куши тугие новые натягивали тетивы, мечи точили, на оштепи брали калені трьохбокі гроты - «ключи». Из конюшен выводили посвятительных лошадей, что их Водслав пробризкував наговорною водой.

А за короткую волну не только триста всадников из стражи Святовидової, но и молодые жрецы - пешие и комонники - рассыпались по лесам Зверинецких. А Водслав, что только он один мог к святыне, где Святовид находился, увіходити,- плотно затянул изнутри кожаные завесу. Запинала она одинокие храмовые двери, что выходили на широкое храмовое подворье, куда сходились все другие жрецы трех разных достоинств, слуги Святовидові - старшие верующие на молитву и офірування.

Старый жрец вложил в Святовидової правой руке тяжелый обоюдоострый меч. С левой руки вынул рог с вином, зато дал «семью стрел наговорених», в крови гади закалених. Затем высоко вознес к небу руки и молился-стонал:

- Под меч! Под меч положи его, боже. Под меч!

Отошел на несколько шагов к серебряной мысы, стояла на штудернім треноге, налил в нее воды «непочатої», той, что ее до восхода солнца сам ежедневно с «тайной» лесной колодца-источника приносил. По той воде гадать имел.

Перенес тринога с мисою перед статую бога, наклонился над водой, простерши вперед руки, и застыл с неподвижным взглядом, погруженным в прозрачную воду. В храме нашорошилась тишина, будто ожидая пророческих слов. Но из-за храмовой стены начал пирхати Святовидів лошадь. Казалось, спрашивал Святовида, напоминал: «не пора Ли уже объездить землю? Да и посмотреть надо: где опасность притаилась, или новую напасть готовит Чернобог?»

Фыркал и фыркал, как будто с нетерпения. Стоял всегда за алтарной стеной, всегда наготове принять золотое седло, что лежало в самом храме к розпорядимості бога. Только бог и высший жрец смели дотронуться посвятного коня. Жрец мог его кормить, поить, чистить, но кульбачити золотым седлом мог только сам Святовид, когда в темных ночам делал «смотрины свита». Утром по таким ночам Водслав находил посвященного коня покрытого мылом, в тяжелом диху. Но трьохликий его обладатель был неизменен, настороженно, но спокойно смотрел он всеми шестью глазами в прошлое, действительность и будущее, и ничто в мире и вне мира не было укрыто от его зрения.

Время шло. Жрецу руки, словно налитые оловом, тянули к земле. Глаза от напряжения зашли слезой, ноги дрожали, в ушах гучало. Словно земля начинала тріпотати, как на водянім шерху, а над ней гучав раскачанный бурей лес. Мгла застилала воду в миске, закучерявилась перед глазами, креслячи радужные тропы и протопти. И ними побежали Водславові глаза, словно колесики, пущенные сверху. Мысль витала орлицею поняд всей Киевской землей, следя шагов тех, кого послал сам Святовид розказом уст жреца своего Водслава.

- Не нашей - человеческой... Своей собственной рукой отомсти, боже, тебе предстоит наслаждение и! - молился Водслав из последних сил, а сердцем чувствовал шаги подвластных своих и топот их коней, что, как и всадники, словно собственное жилье, знали древние леса далеко и широко.

А в захолустьях тех действительно сотки глаз следили за Аскольдом и его женой, что продиралась лесами-зарослями. И князь ничего не прочував, не вчув и не увидел, потому что «шел за зверем». Только было ему, ловцеві ловко, как будто странно: вот-вот, совсем близко, субич шусне, и вновь - словно в тай пошел - не слышно ни диху! То вот словно мелькнет в сухолісі, то снова в сумрак нырнет, как медведь в свою гавру. Ни псы, ни пардуси-котюги не могут «преподнести» зверя. Наваждение, чары, злуда?.. Та ясно слышать: вот опять хрустит под зверем! Таже самая и волшебство: князь не отступит! Все прудчіш летит Аскольдов лошадь, все глибле в чащу заносит. Давно уже князь - один, с жены только четверо связи, не отстают от князя. То - самые верные и лучшие ловцы-товарищи. Да и о них забыл Аскольд, ибо порывает его любопытство и загара.

А в капище под звислими усами жреца Водслава видно злорадісний улыбка:

- Хорошо справляются Свядовидові дети... Бог помогает своим верующим. Уже ведут они гущавинами Аскольда туда, где найдет его Святовидова мста.

Вот еще минута, и вдруг, как зелья из прелой весенней земли, теплыми дождями Яр-Бога смытой, выросли вокруг князя бойовники Святовидові. Так ловко мечами блески мечут, что кажется - у каждого не две руки, а по шесть пар из ветвей вырастает. И каждая бросает молнии...

Завершено!

Всей своей тяжестью упала месть. Смертельный удар засяг князя Аскольда, не миновал и его верных сторонников-друзей. Все удачные и угарні ловцы стали вловом Смерти-Мо-раны: полегли костьми на узліжку Поляны Святовидової. Еще на одно мгновение очнулся убит Аскольд. Осознал отрывком вгасаючої мысли: «Пробито голову в темени... ноги зломані, грудь проткнуто копьем...»

Клокочет не стужавіла еще княжеская кровь в роззявлених устах, а мутный взгляд сквозь дымку смерти еще видит лесную пробел. Он межний столб на узміжжі, стоит Святовидів «Слуп» над потоком. Вон сям-здесь лежат все четыре княжеские дружинники, что с ним верно сябрували, все - челом до земли - языческому богу в последний раз поклонились, у подножия «слупу» легли. Ближе всего к князю любимец юноша Услад русой головой в ручей погрузился, в драгву его руками... Нет больше никого - разбежались убей-души...

Вгасаючий Аскольдов взгляд спинивсь еще на светлой полоске зеленеющего неба, вритій, словно инкрустация тиркизу в старинную медь,- до темно-зеленой стены леса. Неожиданным холодом вдруг облилось уже затихаюче сердце. И вместе уменьшилась перед тем невыносимая болість ран: с кровью и жизнью также убегала из тела. Стало легко и спокойно, как по відкинутім бремя. И мысль ясна, вплоть острая, сверкнула в мозгу, на мгновение зміцнілім.

«Прими, Иисусе Христе, душу служебника своего, Николая. Най богу жертву за... тех, что не ведают, что творят...»

Напнувсь и попытался преподнести для креста еще так недавно могучую десницу. Ведь от того движения из груди струйкой хлынула кровь. Большое тело розпружилось, витяглось в полную длину и вгрузло, недвижимое, в мягкий рыхлый мох под большим пирамидальным дубом.

Зверинецкий владыка Ольма с ватагой ребят заканчивал рубить дерево на новые засады. Вглядівши высокого оленя, что гнал направлению к «Слупу», владыка молча сделал знак старшему дроворубці, мелькнула на двух грецких псов и, перекинув тяжелую кушу на руке, бесшумно двинулся назукісь оленю.

«Ушел пить из потока возле «Слупу»,- рассуждал Ольма и, стараясь не пошевелить ни галузинки, прокрадывался за зверем. И вдруг словно сам перетворивсь на слуп: у потока зочив пятерых много одетых мертвецов, разбросанные тарчі, сломанные копья, труп большого коня,- узнал сразу,- княжеского коня на зритій в бою земли. Оглянулся осмотрительно, не поворачивая головы, лишь обвел взглядом: нет ли где в засаде кого-то из живых? И держа за собой псов, подступил к трупам.

- Так! Князь Николай! - не сдержал Ольма несвободного покрику. Стоял, опустив на грудь голову, и полными сумму глазами смотрел на спокойное Аскольдово лицо, чистое от крови, не обезображенное ранами. Коснулся студеной руки, что не держала тяжкого келепа, перекрестился, упав навколюшки, но не задержался долго. Прытко звівсь и підбігцем вернул к дровосеков. Видел, как они махали топорами, но какое-то время почти не осознавал себе, что делают мужики, потому что не слышал гулких ударов топоров по белых телах могучих деревьев, не слышал тяжкого учащенное дыхание утомленных вонял. Аж по волне тряхнул головой И махнул рукой на дозорного. Крепкий, вооруженный мужчина подбежал к господину.

- Здвиг,- тяжело дыша, проговорил владыка,- вот там... замучили нашего князя Николая...... Погоди!.. Здесь, возле «Слупу», еще лежит тело его и дружинников... Гони по лошади, по лучников, подводы. Отвезем до городища. А смердам вели рубить дерево на строение. Вместо того языческого столба на границе Святовидових рощ пусть станет церковь святого Николая. Пусть будет стоять там на вечные времена, где была пролита чистая кровь христианская...

Произошло по желанию Ольми-владыки: его слуги сравняли с землей языческий «Слуп», а на его месте скоро выросла церківця «На слупі», среди чащи на узміжку Святовидових посвятительных лесов. Но в насидже-ном месте, как в гавре медвежьей, сидели жрецы Святови-стоя. Не успел вигостити их из своих земель князь Аскольд. И, может, живы, что в Киеве стольнім горькими слезами смерть Аскольдову оплакивали, может, и дали они рады с Водславом,- так взволновало их чудо странное. Не захотел мертвый князь Аскольд-Николай покинуть место, скроплене собственной кровью! Словно корнями в землю вросло в мох под майним дубом островерхой его большое тело. И хоть шесть пар найкремезніших княжеских дружинников, едва здужавши, тело князев с земли воздвигли и на покрытый коврами повез положили,- не двинулись кони-змеи того колеснице с места.

- Хочет князь Аскольд здесь остаться! Хочет стать на страже, чтобы из черных чащ не выходила дрянь некрещеный и не ширилась мором на Русь-Украину.

Так сказали думные мужи, советники, жена. Так решил и стольный чел.

И таки была ясна правда. Ведь когда собралось духовенство «погребеніє творить» и відспівало «посліднє целование»,- лишь два дружинники, как ребенка ко сну, Аскольдово тело - до гроба тисовому уложили. Товарищей его, что с ним и до смерти сябрували,- крестом вокруг княжеской могилы положили:

- Най христианской кровью крещен будет Святовидів «Слуп».

А дуб островерхий, что, как свеча ровная, над могилой княжеской зеленел, назвал народ «княж-дубом». И обычай не знать из чего вырос: когда друзья в побратимстві «на жизнь и на смерть словом менялись»,- не вином-медом на учтах пышных слово верности запивали, а шли к потоку под «княж-дуб». Там водой, кровью верных воинов Аскольдових и кровью князя честного была освящена, рукой начерпнувши, друг другу давали напиться, чтобы преданность продолжалась - «В этом мире - и дальше»!..

Время шло. Исполнилось желание Аскольдово: уже целая Русь-Украина становилась христианской. Однако в гущах Радомисльських, в байраках Ржищевських, по танях Гостомельських и Ірпеньських, и в ближайших Киевских - лесах Деміївських и Зверинецких где-не-где курились еще языческие жертвенники. Таки твердо нечисть лесная своих посвятительных мест держалась, от людей и солнца праведного по чаще прячась.

Одной тихой, безветренной погоде, как свеча, сгорела Ольмой построена церковь. Сгорела так тихо, что даже никто и не заметил в Киеве пожара. Гадали в городе стольнім: купи угольщиков курят столбом свежего дыма. Таже унедовзі на пепелище, именно на месте, где святой престол стоял, словно из пепла вырос, правда, не такой уж и высокий, но и немалый Святовидів «Слуп», с церковной фундаменте зложений...

Опять стоял. А дни, как во времена древних, все плыли дальше. Упливали на Днепровских волнах до Понта Эвксинского годы и века. В стольнім Киеве княжил достойно отчич Мстислав Владимирович. И однажды случилось, что князь слишком устал духом на длинной совещании с послами черніговськими.

- Нет, хватит уже! - должен воздухом свободным мнения провіяти, да и кости промять!

И выдался с четырьмя дружинниками ген на горы, над Днепром. Проскакали Венгерское Поле и уехали в Зверинецкий лес. Перед прогулкой мало підкрепився был князь трапезой. Жирная была, корнями заморским крепко приперчена верещака с черносливом греческим и домашней свининой. И рожи были, словно налитые маслом. А день напричуд парной выдался. И огнем жгла жажда князя Мстислава. Взялся за фляжку с вином греческим, что при стороне была, а она - такая теплая, как тело живет. Эх бы, воды студеной! Так где же ты ее на таких горах найдешь!

- Вот как, княже наш ясный. Вот здесь, в «княж-дуба» при руке «княжа вода» в потоке, словно на льду настоянная! - говорит старый дружинник.

Вернул князь своего бахмата к «Слупу», где уже давно и памяти не было о Ольмову церківцю.

Вместо нее крепко стоял чотирехугольный жертвенник - столб. А на нем дотлівало сарняче мясо, языческая жертва, синий дымок к небу сверлом вкручивая.

Удивленно смотрел князь на дымок. Потом перевел глаза на княж-дуб и удивился. Нигде-потому что в Киеве не было такого странного дуба: как тополь, стройный темно-зеленый чип!

- А-а! Это же тот, что из крови Аскольдовой вырос... говорят люди! - прозвучало княжеской мнением.- Красивый же какой и листьями обильный!

А дуб - высокий и крепкий, только верхушками легонько над языческим жертвенником качает. Шепчет мягко и печально, словно удивляясь, как легко забывается племенем человеческим понятное прошлое, но старая вражда все след свой оставляет.

Задумался князь Мстислав. Вспомнил о предшественнике Аскольда-Николая. А когда снова поднял свой взгляд на дуба курчавого, блеснуло ему какой-то свет в темной листві. Будто лампада зажглась. Приглянулся князь: при стволе «княж-дуба» вся в ясном свете сияет-сверкает золотыми одеждами икона Святого Николая.

Спешился князь, упал навколюшки, как положено, святой иконе поклонился.

- Еще от сегодня приправлять камень на восстановление церкви,- отозвался до дружинников.- Пусть будет новая, прочная, каменная здесь церковь. А чтобы слуп языческий уже более здесь не восстанавливался, быть ей в виде столба. Имя же ей - Свято-Николаевская. Скачи, Славе, к замку: приведи почетную стражу иконе святой. Пока же прибудете,- первую стражу вартуємо мы...

Случилось это года Божьего 1113-го...