Павел Тычина пришел в литературу совсем юным и принес свое радостное мироощущение, что взорвалось в ней внезапно «Солнечными кларнетами». Появление этого сборника расценивалась тогда как настоящая революция в украинской поэзии. Она вышла из тесных рамок традиционной поэтики, несла в себе свежую образность, поиски интересных форм. Ее автор был тогда полон надежд, счастливого предчувствия близкой очищающей грозы. Он верил в революцию со всем шалом юности, и поэтому воспринимал ее жадно, с открытой настежь душой, как предвесницу освобождения, того духовного раскрепощения народа, о котором так мечтал.
Однако очень скоро в сверкающий мир этих радостных мотивов и настроений вкрапливаются стихи, содержащие печальные пророчества относительно новейшей революционной эпохи:
Открывайте двери -
Невеста идет!
Открывайте двери! -
Голубая лазурь.
Глаза, сердце и хоралы
Стали.
Ждуть.
Одчинились двери -
Рябина ночь!
Одчинились двери -
Все пути в крови!
Незриданними слезами,
Тьмы тем.
Дождь.
(«Открывайте двери»)
Но «Золотой гомон» свободолюбивых стремлений к какому времени приглушает эти страшные поэту пророчества. Тем жизнеутверждающим гулом полнится небо над Киевом, в нем слышится отзвук тех древних времен, когда поколение наших предков освящали землю кровью - за волю.
Из глубокой-глубокой Древности причаливают
Лодки золотых...
(«Золотой гул»)
Причаливают и к памяти, и к «золотому гомона», и до колоколов Лавры и Софии, которые предсказывали - так виделось поэту - о сутки Свободы. Тычина силой своего поэтического таланта сплавляет в единое «Я - сильный народ, я моло - дий» все вековечные соревнования украинцев за желанную волю, все священные порывы и взлеты народного духа:
...Над сивоусими небесными полями
Время проходит,
Время засевает.
Падают
Зерна
Хрустальной музыки.
Из глубин Вечности падают зерна .
В душу.
И там, в озере души,
Над которым в недосягаемой вышине
вьются
голуби-дрожь,
Там,
В повнозвучнім озере аккордами расцветают,
Вдохновенными, как глаза предков!
Но романтический идеал освобождения все чаще терялся в дальнейшей поэзии Тычины, ибо действительность каждый раз своевольнее противоречила этому идеалу и исключала возможность его воплощения в жизнь. В звучании кларнетов безвозвратно гаснет «солнечность»:
Не месяц, и не звезды,
Как страшно!.. Человеческое сердце
И дніти языков не дніло.
К краю обідніло.
(«Скорбящая мать»)
А в поэтическом сборнике «Вместо сонетов и октав» уже не просто нет места для радостных надежд на народную волю, на грядущий день украинской нации, никем не угнетаемой и не попираемой, - там поэт со смелой откровенностью говорит о том, как потоплено и похоронен романтические идеалы его юности:
Город в рисованных плакатах: человек
человека колет.
Читаем списки расстрелянных
и удивляемся,
что в провинции погромы.
(«Антистрофа»)
Ужасную действительность обрисовывают поэту «Антистрофи», стихи «Загримало в дверь прикладом», «Вместо сонетов и октав», «Террор» и другие. Тычине становится понятно: революция захлебнулась в крови, и следовательно - это еще не конец украинской битве за свободу. И хоть надломлена этим горьким открытием поэта Муза предала желанному идеалу народного освобождения, и Тычина отбывал до конца жизни литературную «барщину», однако в сокровищнице народного духа останется поэзия не того Тычины, которого, по словам В. Стуса, сутки «заправила... на роль шута», а того, который был страстным художником, в зените своего таланта закалял народное стремление к свободе:
...о, я слышу, я знаю.
Под хохот и бурю, под гром ед восстаний
от всех своих нервов в степь посылаю -
поэт, встань!
Чернозем встал и смотрит в глаза,
и кривит лицо в кровавый свой смех.
Поэт, любить свой край-не преступление,
когда это для всех!
(«И Белый, и Блок...»)