Сочинение
Николай Кулиш
Выразительные средства в "Патетической сонате" Николая Кулиша
"Патетическая соната" в большой степени идейно следует из "Народного Малахия": Илья, поэт, который называет себя "Я" - словно продолжение самого Малахия. "Проект немедленной реформы человека" превращается в поэтическую программу, чтобы "над миром замаяв флаг "вечной любви". Основные идеи "Народного Малахия" прослеживаются и в "Патетической сонате". Поэт напоминает почтальона. Ведущей темой становится "Патетическая соната" Бетховена, которая, собственно, и структурирует произведение. Содержание, кажется, продиктовано настроением частей. Для литературного произведения заимствовано само название "Патетичної сонаты".
Герои пьесы живут в одном доме, они все слушают в исполнении Марины произведение Бетховена, однако ассоциации у них совсем разные. "Я" представляет любимую девушку, страсть нежную и романтичную, ее отец - бескрайние украинские степи и героическое прошлое, а самой Марине мерещатся замки с российским и польским гербами.
Поэт переживает внутренний конфликт личного и общественного, именно здесь и кроется главная драма человека того времени. Марина выбирает не поэта-идеалиста, а человека действия - Андре, потому что "поэзия не может стрелять из ружья" или "завоевать хоть километр территории", а "мечта не может заключать компромиссных соглашений с врагом". В этом случае почти сразу же и однозначно отдали предпочтение общественному. "Я" долго колеблется, выбирая любовь, а не демонстрацию, но находясь постоянно во внутреннем конфликте, в конце концов тоже склоняется к общественным интересам.
Изучая Кулішеву "Патетической сонату", достаточно легко провести параллели с "Я (Романтика)" Николая Хвылевого, где события происходят примерно в то же время и конфликт тот же: общественное - личное. "Я" казнит свою мать.
В "Патетической сонате" М. Кулиш прибегает к приему неразрывного сочетания музыки с литературой. Надо сказать, что на то время синтез искусств был достаточно популярным среди украинских художников, которые стремились создать новое искусство, которое отвечало бы требованиям эпохи. Здесь следует вспомнить "поезомалярство М. Семенко", "кларнетизм" и бодлерівську полифоничность в П. Тычины. Мажорный или лирический тон часто меняется на трагической и глубоко отчаянный.
|
|