Мне очень нравятся поэзии Евгения Маланюка. Хотя они и время совпадают тематически с произведениями других художников (кто из лириков не обращался к теме любви, темы Родины, темы поэта и поэзии?), но в каждом стихотворении Маланюка чувствуется очень выразительный, яркий стиль автора, мне кажется, его произведения трудно перепутать с другими лирическими текстами... Свой собственный голос имел Евгений Маланюк, он вкладывал его рядом со своими мыслями и чувствами в стихи. Свой собственный голос имел Евгений Маланюк, этим голосом он выражал свою гражданскую позицию - также самобытную, справедливую, без всяких компромиссов.
Творчество Есть. Маланюка дошла до читателя в девяти сборниках. Сами названия говорят нам многие: «Стилет и стилос», «Гербарий», «Земля и железо», «Земная Мадонна», «Август» и другие. Очень разнообразными представляются нам тексты поэта, но среди них так или иначе выделяются несколько мотивов, несколько тем, которые красной нитью проходят сквозь всю творческую наследие. Маланюка.
Уже в первом сборнике было заявлено проблему, которая станет одной из центральных в мировоззренческом и поэтическом мире поэта. Это проблема художника, роли поэзии и поэта в жизни человечества, в жизни народа. Именно Есть. Маланюку принадлежит известная фраза, ставшая афоризмом то бишь даже лозунгом: «Как в нации вождей нет, тогда вожди ее поэты». Художник, несмотря на свою творческую «профессию», брал на себя чрезвычайно большую гражданскую ответственность. Есть. Маланюк считал, что поэт, человек искусства - единственный, кто может разбудить души соотечественников, донести до общества определенные идеи, верования, стремления. Он не позволял себе падать духом, склоняться под давлением обстоятельств, призыв быть несокрушимым в своих взглядах и действиях он вложил в свои поэтические строки:
Нет-нет, міцнись. Пусть тянет сумм наземь -
Крылатый дух напрягается ввысь.
Дай каплю крови каждому глаголу.
Молись. Чины. Міцнися и крепись.
В этих строках и завещание потомкам, будущим поколениям, и отражение собственной духовной мощи поэта. Недаром сам себя Есть. Маланюк назвал императором железных строф! Этот перефраз прочно укоренился в литературе о жизнь и творчество Маланюка, воспоминаниях о нем и т.д. Это только подтверждает меткость фразы и ее правдивость!..
Значительную часть творчества поэта составляет поэзия, посвященная Родине. Евгений Маланюк был вынужден эмигрировать из Украины, тогдашней УССР, вообще его жизнь складывалась непросто. Но при каких обстоятельствах образ родной земли, Степной Эллады, как называл Украину художник, не исчезал в сердце Есть. Маланюка, не исчезал этот образ и из произведений «императора железных строф». Хотя часто, обиженный несправедливостью жизни и системы, полный боли и отчаяния, Есть. Маланюк называл Украину Черной Элладой, сравнивал ее с разными подобными женскими образами мировой мифологии и литературы, что якобы не могут помочь своим сыновьям, защитить их и себя от внешнего врага...
Но не только «железные строфы» создавал Является. Маланюк: поражает образностью и глубиной чувств его интимная лирика, которая не уступает гражданской своей художественной ценностью... Во всех произведениях чувствуется непревзойденный собственный, оригинальный авторский стиль, небанальная образность, драматическое развертывание переживаний лирического героя. В душе образов, создаваемых Маланюком, читатель ясно ощущает жажду любви, душевной близости:
Вот вечер вновь. Закрывает веки
Бессилен день. И снова, снова сам.
Так надо нежности, так надо, чтобы навеки
Вдвоем молиться вечерним небесам.
После прочтения нескольких стихов Евгения Маланюка, посвященных теме любви, мне показалось, что все его творчество несколько изменилось в моем восприятии. На самом деле, в совокупности разнообразных тем, оригинальных образов и форм стихосложения встает вполне конкретная, четко очерченная фигура. Фигура человека сильной, пылкой, справедливой в жизни личной и гражданскому и человека, без преувеличения, гениальной в творческой жизни...