Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Светлана Лахвич

Курсовая работа
Педагогические идеи Григория Сковороды





СОДЕРЖАНИЕ



Вступление

Раздел 1. Г. Сковорода - выдающийся украинский философ, писатель и просветитель-гуманист. Г. Сковорода и народная педагогика.

Раздел 2. Формирования личности в педагогическом наследии Г. Сковороды.

Раздел 3. Вопросы образования и воспитания в творческом наследии Г. С. Сковороды.

Выводы

Библиография





Вступление

Деятельность Григория Сковороды приходится на период упадка школы на Украине. Однако она была тем источником, питавшим украинскую педагогическую мысль в течение многих веков.

Поняв, что ни в каких школах и коллегиумах он не сможет проповедовать свое учение, Сковорода становится странствующим философом и учителем. В сапогах, с палкой в руках, с рукописями и флейтой за плечами он переходил из деревни в деревню, останавливаясь то на пасеке, то на хуторе, и своими беседами просвещал народ, подносил его национальное самосознание. Г. Сковорода любил родную природу, украинскую музыку, песни, свой народ. Умирая, он завещал написать на его надмогильному памятнике: «Мир ловил меня, но не поймал».

Итак, на выбор темы повлияло прежде всего то, что изучение творческого наследия народного философа и учителя Г. Сковороды дает возможность прикоснуться к истокам украинского педагогического мастерства, основанного на бессмертных традициях народной педагогики, что их постоянно использовал в своем творчестве Г. Сковорода. В этом и заключается актуальность данной темы - она раскрывает завесу над источниками украинской педагогической мысли.

Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом рассмотрении проблемы изучения педагогического наследия Г. Сковороды.

Цель работы предполагает выполнение следующих задач:

- изучение наследия Г. Сковороды - выдающегося украинского философа, писателя и просветителя-гуманиста ;

- рассмотрение формирования личности в педагогическом наследии Г. Сковороды

- вопросы образования и воспитания в творческом наследии Г. Сковороды.

Практическое значение курсовой работы заключается в возможности научного использования результатов исследования. Использовать данное исследование можно при разработке школьной программы, в практической работе педагога в условиях общеобразовательной школы.

Объектом исследования данной курсовой работы выступает проблема изучения педагогического наследия Г. Сковороды.

Предметом исследования данной курсовой работы являются особенности проблемы изучения педагогического наследия Г. Сковороды.

В процессе работы использовалась определенное количество литературных произведений, авторы которых в той или иной степени затрагивали в своих работах проблемы жизни и творчества Г. Сковороды.

Прежде всего следует отметить общие работы по истории педагогики (Антология педагогической мысли Украинской, ССР / Сост. Н. П. Калиниченко. - М.: Высшая школа, 1988. .; Бродяга Я. И., Руденко Ю. Д. История педагогики Украины:. истоки, поиски, проблемы // Родная школа. - 1992. - № 1. - С. 34; Гусак Г., Л.Мартіросян. история педагогики Украины: Пособие для студентов. - Луцк: Издательство ВГУ, 1996.; История педагогики /под ред. М. С. Гриценко. - К.: Высшая школа, 1973. и др.), где приведены общие исследования творческого наследия Г. Сковороды как народного философа и педагога.

Используются также общеисторическая труда. Такие как: Аркас М.М. История Украины-Руси. - К.: Высшая школа, 1993.; Грушевский М. С Иллюстрированная история Украины. - К., 1990.; Дорошенко Д.И. История Украины в 2-х т. Т.1, Т.2. - К.: Глобус, 1991; Крипьякевич И. П. История Украины. - Львов: Мир, 1990.; Полонская-Василенко Н. История Украины: в 2-х т. Т.1,2. - К.: Лыбидь, 1992 и др.

Невозможно не отметить и специальные исследования педагогической деятельности Г. Сковороды. Это: И. В. Козубовская. Формирования личности в педагогическом наследии Г. Сковороды // Начальная школа. - №5. - 1996. - С. 40-42; М. Д. Ярмаченко, Н. П. Калениченко. Вопросы образования и воспитания в творческом наследии Г. Сковороды // Начальная школа. - №12. - 1995. - С. 4-6.; М.Г. Стельмахович. Г. Сковорода и народная педагогика // Начальная школа. - №1. - 1996. - С. 46-50; Педагогические идеи Г. С. Сковороды / под ред. Д. Г Дзеверіна. - К.: Знание, 1972 и др.

Используется также творчество самого Г. Сковороды - Сковорода Г. Сродность к богословію. // Полное собр. произведений в 2-х т. - К.: Знание, 1973. - т. 2.

Раздел 1. Г. Сковорода - выдающийся украинский философ, писатель и просветитель-гуманист. Г. Сковорода и народная педагогика

Деятельность Григория Сковороды приходится на период упадка школы на Украине. Однако она была тем источником, питавшим украинскую педагогическую мысль в течение многих веков.

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794 гг.) родился в селе Чернухи Полтавской губернии. Отец его был казак, мать - казачка. Образование Григорий Савич получил в Киевской академии и продолжил ее за рубежом. Побывал в Венгрии, Польше, Германии, Италии. Вернувшись высокообразованным человеком, он занимает место учителя пиитики в Переяславской семинарии. Там пишет книгу «Рассуждения о поэзии и руководство к исскуству оной», в которой выступил решительным новатором в стихосложении. Это не понравилось епископу. Сковороду уволили из семинарии. С 1765 г. он занимает место учителя в Харьковской духовной коллегии, где преподает поэтику, синтаксис, греческий язык и курс «благонравности». Очень быстро его лекции начали вызывать подозрение, в администрации и его увольняют за «вольнодумство» [12, 46].

Поняв, что ни в каких школах и коллегиумах он не сможет проповедовать свое учение, Сковорода становится странствующим философом и учителем. В сапогах, с палкой в руках, с рукописями и флейтой за плечами он переходил из деревни в деревню, останавливаясь то на пасеке, то на хуторе, и своими беседами просвещал народ, подносил его национальное самосознание. Г. Сковорода любил родную природу, украинскую музыку, песни, свой народ. Умирая, он завещал написать на его надмогильному памятнике: «Мир ловил меня, но не поймал». Умер и похоронен философ в с. Пан-Ивановке (теперь Сковородиновке) на Харьковщине [12, 46].

В своих философских взглядах Григорий Сковорода был идеалистом, но в теории познания мира выступал рационалистом, утверждая, что все можно познать только через разум. Рационалистически он трактует и вопросы этики. Нужна гармония между разумом и волей. Настоящее счастье может дать только мудрость и добродетель. Мудрость указывает человеку в чем счастье, а добродетель помогает достичь его. Сковорода отвергал пессимизм. Его мировоззрение было проникнуто духом оптимизма.

Украинская народная педагогика заняла весомое место в идейном росте, педагогической деятельности и творческом наследии Григория Сковороды. С ней он был неразрывно и кровно связан на протяжении всей жизни. Философ искренне восхищался педагогической мудростью народа. На формирование мировоззрения, воспитательного идеала и педагогической позиции выдающегося мыслителя она имела колоссальное влияние. Фундамент его был заложен семейным воспитанием.

Уже в раннем детстве начала формироваться духовная фигура Г. Сковороды под впечатлением волшебной украинской природы, которую он чрезвычайно любил и среди нее прожил всю свою жизнь, под влиянием тогдашнего украинского быта, где решающую роль играла семья и родная школа с материнским языком обучения [12, 46].

Родители Г. Сковороды были из простого люда: отец - малоземельний казак, мать того же рода. Следовательно, особых материальных доходов не имели. Зато были людьми чуткого сердца и доброй души, степенные, гостеприимные, честные и трудолюбивые, правдивые и набожные, ласковые с соседями.

Важно и то, что Г. Сковорода происходил из рода казаков. А это означает, что он лично и его семья были вполне свободными людьми, а не крепостными. Они не переживали ужасов и деморализации крепостничества. С малых лет Он чувствовал себя свободно, воспитывался в украинском национальном духе средствами казацкой педагогики.

Таким образом, от рождения и на протяжении всей своей жизни Г. Сковорода находился в атмосфере украинской народной педагогики совершенного ?атунку. Ведь казацкая педагогика - неотъемлемый компонент украинской народной педагогики в вершинному ее проявлении. Она формировала у подрастающих украинцев сыновнюю и дочернюю верность родной земле, Украине. Это народная мудрость, что своей ведущей целью ставила воспитание в семье, школе и общественной жизни казака-рыцаря, стойкого гражданина с ярко выраженным украинским национальным сознанием и самосознанием.

Стоит отметить, что казацкая педагогика, на которую широко опирался Г. Сковорода в своем творчестве, принадлежит к уникальным явлениям не только восточнославянской, но и мировой педагогической культуры. Это феномен украинского народного воспитательного духа. Благодаря ему традиционная украинская семья выступает первой школой патриотизма, национального единения, местом привитие детям и молодежи здоровых норм и навыков поведения, кузницей почете родного языка, народных обычаев, традиций, праздников, обрядов, символов, плекальницею исторической памяти поколений, человеческого и национального достоинства, главным фактором етнізації личности [15, 465].

Идеями и средствами украинской народной педагогики пронизаны педагогическая деятельность и литературно-педагогическая и эпистолярное творчество Г. Сковороды. Немало его песен и высказываний стали крылатыми, пополнили воспитательный арсенал украинской этнопедагогики.

То, что Сковорода почти в каждом своем произведении ссылается на народную педагогику, свидетельствует не только о его знание ее, а и о том, что свое педагогическое учение он стремится обосновать с учетом здравого смысла народа, его огромного духовно-практического опыта.

Наше етнопедагогічне прочтения произведений Г. Сковороды, а также многочисленных публикаций о нем, в частности, работы Д. Багалея «Украинский мандрований философ Григорий Сковорода» (К., 1992, с. 472), убедили нас в том, что великий мыслитель представил воспитательную мудрость нашего народа, как народную педагогику - выработанные и применяемые в народной среде знания, средства и опыт воспитания и обучения детей и молодежи, так и етнопедагогіку - науку о народную педагогику. Это означает, что, с одной стороны, через реальные жизненные обстоятельства, собственный ум и любознательность, он черпал из педагогической казны народа его воспитательную мудрость и средства, а с другой, благодаря своей высокой образованности, эрудиции и творческому таланту подвергал их глубокому осмыслению, научной обработке и возвращал народу в новом, обогащенном виде. Этим впервые был сделан заметный шаг на пути научно-теоретического создание гуманной, демократической педагогики, через сближение ее с воспитательными изобретениями народа те наглядно перед всем миром убедительно продемонстрировано принадлежность народной педагогики к неисчерпаемым, вечных первоисточников педагогическое науки. Это можно увидеть при сопоставлена многочисленных идейных аналогов, высказанных в афоризмам украинской народной педагогики и положениях Г. Сковороды.

В народной педагогике. Смотри, не забудь; Человеком будь! Не те родители, что родили, а те, что воспитали и научили.

У Сковороды не будь ни вельможей, ни ростовщиков, ни алкидом, ни пигмеем. Будь только человеком - слышишь? Человеком - и найдешь благой Два главные родительские обязанности: благо родить и благо научить. Когда же кто-то ни одну из этих заповедей не выполнил, ни благо родил, ни благо научил, тот не является отцом ребенка, виновник вечной погибели. А если же благо породил, но не научил, то такой есть півбатьком... [16, 251].

Учебно-воспитательная мудрость нашего народа идет от деда-прадеда, семьи, родительской и материнской речи, земли-кормилицы, от ясного неба и светлого солнца, матушки-природы, от чистого сердца и искренней души, глубоких человеческих чувств и переживаний, кристальной честности, человечности и милосердия, щедрой духовности, сердечной любви к детям, духа матери-Украины.

Г. Сковорода хорошо знал и высоко ценил ведущие учебно-воспитательные средства украинской народной педагогики - родной язык, украинский фольклор, традиционную практику семейного воспитания детей, национальные обычаи, традиции, праздники, обряды, символы, богатейшее разнообразие народного искусства, народные детские и молодежные игры и игрушки, ремесла и промыслы. Он был педагогом народным в самом глубоком понимании этого слова, ибо учил народ и учился у народа. Вся его педагогическая теория проникнута духом народности, народными идеалами, отражает лучшие достижения народной учебно-воспитательной мудрости [12, 46].

Г. Сковорода вышел из народа и, получив широкое образование, всего себя отдал тому же народу, живя так, как жил народ, и имея на него, не говоря уже об обществе, сильное влияние.

Украинскую народную педагогику Г. Сковорода относил к неотъемлемого компонента украиноведения, феномена украинства и могучего фактора українотворення, т.е. формирование собственного украинского Я на основе познания своего народа и самого себя. Он осуждал верхушку общества, которая третировала свое родное, украинское, национальное, пренебрежительно относилась к своему народу, его языку и обычаям. Пренебрежение своим, национальным ему представляется диким.

«Каждый должен знать свой народ, - говорил Сковорода, - а в народе познать себя. Если ты украинец, то будь им. Или француз? Любой французом. Или татарин? Будь татарином. Все хорошо на своем месте и в своей мере, и все прекрасно, чистое, естественное, то есть не фальшивое» [16, 329].

В песне «Всякому городу нрав и права» (песня 10 с зб. «Сад божественных песен») Г. Сковорода осуждает порочную поведение господствующих слоев феодального общества, противопоставляя им взлелеянную на традициях народной педагогики мораль Труженика, «чья совесть, как чистый хрусталь». Поэтому свободомыслящий мыслитель соединил свою судьбу с голышом» и всю жизнь был на стороне носителей народной морали, то есть тех, «кто сердцем чист и душой» [16, 239].

Г. Сковорода не только прославил украинскую народную педагогику, но и творчески применял ее в своей педагогической работе в качестве преподавателя поэтики в Переяславском, а также Харьковском коллегиумах, где впоследствии вел также курс катехизиса, и на должности домашнего учителя в семье украинского аристократа Степана Томары. Будучи наставником его сына Василия, Сковорода первую очередь начал работать над воспитанием сердца своего ученика, выявляя его природные способности, помогал их ростовые легко, нежно, неслышно. И воспитанник искренне, всей душой полюбил учителя. Благодаря опоре на украинскую етнопедагогіку и новые научно-педагогические открытия, осуществляемый Г. Сковородой учебно-воспитательный процесс, как и разработанные им педагогические концепции, отмечены высокой эффективностью и неординарностью. Они нередко не совпадали с тогдашними официальными канонами, а то и противоречили им, вызывая непонимание и протест со стороны власть имущих. Сковороду уволили с должности, и, начиная с 1769 г. и до конца своей жизни (9.XI.1794), на протяжении последних 25 лет, он путешествовал, проповедуя свои философско-педагогические взгляды среди народа.

Своеобразие проповедей идей народной педагогики Сковородой заключается в подкреплении ее наукой. Принадлежа к образованнейших людей своего времени, он трактует украинскую етнопедагогіку, как это подобает делать сыну украинской европейской нации, стоя на позициях европеизма.

Европеизм в центре своей педагогической системы ставит человека как высшую ценность общества, забота о ее счастье и благополучие, всестороннее и гармоничное развитие. Идеями евдемонізму, гуманизма и демократизма проникнута и украинская-этнопедагогика. К тому же, по справедливому заключению Сковороды, она выступает как один из ведущих средств их реализации и формирования национального характера украинского народа.

Итак, в трактовке Сковородой народной педагогики имеющееся сочетание элементов национально-украинских и западных. Но выдающийся украинский мыслитель, воспринимая достижения западноевропейской педагогической культуры, прочно стоял на ?[месте] означает тех украинских воспитательных традиций. Поэтому его взгляды на украинскую народную педагогику, с одной стороны, стоят на очень высоком европейском уровне, а с другой - отличаются большой оригинальностью [12, 46].

Свои педагогические проповеди, как это и принято в народной педагогике, Г. Сковорода усиливает соответствующим эмоциональным фоном. И тут его верными спутниками и надежными помощниками становятся свирель и украинская народная песня. Кроме того, он имел чрезвычайно приятный голос, прекрасную теоретическую подготовку по музыке, особенно церковной, играл так искусно, что мог дудочкой передать голоса певчих птичек. Григорий Саввич был не только хороший певец и музыкант, но и композитор.

Глубинно и метко раскрыл Г. Сковорода природу как мощный воспитательный фактор, традиционно культивируемый в народной педагогике. Близость к родной природе воспринял себе еще в детские годы и остался с ней навек. Поэтому в одном из своих стихотворений говорит: «Не пойду в город богатый. Я буду на полях жить», й каждый двустишие этого произведения завершается припевом: «О діброво! Мать моя родная! В тебе жизнь звеселене, в тебе покой, тишина».

Мысли о том, что воспитание «вытекает из природы», что природа является лучшей учительницей, которая требует только того, чтобы не мешать ей быть, и что воспитатель и воспитанник должны идти ей навстречу, - определяют доминанту педагогических соображений Г. Сковороды [12, 46].

Идя по народной педагогикой, Г. Сковорода в центре педагогической системы поставил труд. Он отстаивает идею, что счастье человека заключается в труде, соответствующей ее природных наклонностей. С тех пор поднята из глубин народной воспитательной мудрости мысль об определяющей роли «сродного» труда в формировании совершенной личности навсегда вошла в золотой фонд классической педагогики и прогрессивной педагогической практики подготовки детей и молодежи к жизни. Путь к построению подлинно гуманной и демократической педагогики лежит через познание «природы» ребенка.

В неукоснительном соблюдении, уважение и дальнейшему развитию воспитательных традиций украинского народа Г. Сковорода видел надежный заслон бездуховности, невежеству и национальном нігілізмові, одну из твердых залогов успешного экономического и культурного прогресса Украины. С ними он связывал эффективную реализацию всех ведущих компонентов украинского национального воспитания - гражданского, телесного, умственного, морально-этического, хозяйственно-трудового, эстетического. На них выдающийся украинский мыслитель возлагал надежду в обеспечении естественной гармонии национального и общечеловеческого. Впервые в истории развития педагогической мысли в Украине в Г. Сковорода правдиво осветил суть религиозного воспитания с народными традициями. Идею Бога он подал с позиции народной педагогики как символ единства украинского народа, украинской нации, Украины, всечеловеческой взаимо-уважения и вершину жизненной совершенства. А Библию рассматривал как самой мудрой и самую необходимую книгу из всех книг о Боге, Мире и Человеке. Если придерживаться народных традиций, то Библия должна иметь и знать каждая украинская семья.

Молитва Сковороды не была молитвой в обычном формальном смысле этого слова. Это было богомислие, то есть морально-этические мысли о Боге, вечности и неустанную потребность самосовершенствования, искренняя благодарность Всевышнему за то, что «нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным» [12, 46].

Стоит отметить, что Г. Сковорода не только проповедовал, по-своему оригинальное трактуя культивируемые украинском етнопедагогікою народные добродетели и нормы христианской морали, но и неукоснительно соблюдал их, подавая образцовый пример поведения для других. Уважительный к каждому состоянию людей, посещал больных, утешал печальных, разделял последнее с убогими, выбирал и любил друзей по сердцу их, был благочестивый без предрассудков, ученый без спеси, имел обращение без облесливості. Жил жизнью простым и скромным. Стремился лучше выполнить завет любви к ближнему, в поисках хвалы Божией, а не славы человеческой. В нем гармонично сочетались слова и поступок, проповедь и жизнь.

Простонародність была для Сковороды как естественным проявлением его симпатий, так и сознательным принципом. Он горячо любил Украину, украинский язык, природу, украинские народные песни, обычаи, традиции, любил так, что не мог надолго расставаться с родной страной. Хорошо себя чувствовал только в Украине. За границей, в Германии, Петербурге, Москве, как красиво и добро его не принимали, он не засиживался долго и дух гнал его домой, в родной край, под ясное и теплое небо Украины [12, 46].

В лице Г. Сковороды видим довольно необычный пример полной гармонии между обучением, мировоззрением и жизнью. Он жил так, как учил, а учил так, как жил, соблюдая мудрых заповедей украинской народной педагогики. С большой охотой бывал среди крестьян. Везде он был своим. Жители тех сел и хуторов, где он чаще жил, любили его, как родного. Он отдавал им все, что имел - не золото и серебро (которого у него не было), а хорошие советы, науку, дружеские выговора за несогласие, ложь, пьянство, мошенничество. Утешался тем, что трудности его бродячей жизни зря не пропадали.

Увлечения и шаноба в отношении к украинской этнопедагогики со стороны Г. Сковороды были такие сильные, что даже в названия своих произведений вплетал народные элементы, как: «Сад божественных песен», «Басни Харьковские», «Убогий Жаворонок». Все они, как правило, проникнуты идеями народной педагогики. Например, в притчах «Благодарный Эродий», «Убогий Жаворонок» и т.п. он показал явное преимущество естественной системы воспитания, взлелеянной народным гением, над воспитанием искусственным, схоластическим, придуманным в аристократических салонах [12, 46].

Через ярости запрета со стороны российского царизма всего украинского в Украине не было возможности писать на украинском языке и издавать произведения украинской литературы. Поэтому все написанное Сковородой по его жизни не было издано, а распространялось в рукописной форме. И все оно проникнуто щедрым народным духом и глубокой мудростью, сочными высказываниями из богатейшего арсенала живой украинской народной речи.

Осуществленное недавно академическое издание сочинений Григория Сковороды в переводе на украинском языке стало выдающимся историческим событием в образовательной и научно-педагогическом поприще Украины и во всем цивилизованном мире. Этим еще раз убедительно заманіфестовано, что украинская-этнопедагогика, злеліяна творческим взлетом великого гения, будет жить вечно в памяти и деянии народном дома, в семейном кругу, в школе и общине независимого Украинского государства.



Раздел 2. Формирования личности в педагогическом наследии Г. Сковороды

Центральное место в творческом наследии Г. Сковороды занимает проблема человека. Философ неоднократно подчеркивал, что каждый человек - это как маленький мир, и ее так трудно узнать, как отыскать «во всемирный машине начало» [8, 40].

Пытаясь решить эту сложную проблему, Г. Сковорода столкнулся с большими трудностями, поскольку жить и работать ему пришлось в тот период, когда не были еще научно решены вопросы происхождения жизни и возникновения человеческого сознания: не существовали физиология человека, психология, языкознание и другие науки.

Г. Сковорода настойчиво отстаивал идею о единстве человека и природы. Без преувеличения можно сказать, что идея природовідповідного воспитание является основой системы его педагогических взглядов и позиций.

Кстати, сегодня широкой популярностью во всем мире пользуются идеи Порфирия Корнеевича Иванова, которого уважительно называют Учителем. П. К. Иванов во многом продолжил идеи Г. Сковороды, считая, что человек - это частичка живой природы, которая может наказать и помиловать, что каждому отведено свое место в ней, и оно не может быть занято никем другим, не покупается ни за какие деньги, а дается ей за ее труд, конкретные дела. Эти и другие мысли созвучны с высказываниями Г. Сковороды о том, что природа - истинная всенародная учительница, она сама все знает, ей не следует мешать. Вместе с тем развитие личности нельзя полностью пустить на самотек, а надо постоянно «расчищать дорогу», помогать преодолевать препятствия, которые встречаются на ее пути, чтобы предотвратить возможность возникновения отклонений в ее формировании [8, 40].



Взгляды философа о своевременном предотвращения отклонений в формировании личности не совпадают с идеями религии и утверждениям некоторых зарубежных ученых, поскольку они по-разному толкуют саму природу человека. Так, согласно теориям ряда известных философов (Гоббса, Канта и др.), человек по своей природе аморальна, испорченная, агрессивная, полна злобы и ненависти к себе подобным, склонная к насилию. По этому поводу высказался и австрийский ученый С. Фрейд, который тоже утверждал врожденную агрессивность человека, обосновывал идею неизбежности войн.

Основой же мировоззрения Г. Сковороды был гуманизм, которым, по сути, проникнуто все его творчество. И. Я. Франко вполне справедливо называл великого просветителя «первым глашатаем глубокого гуманизма» в Украине.

Г. Сковорода отстаивал мнение о том, что по своей природе человек не испорчена, добрая, что «подлинно человеческое сердце и разум никак не могут желать зла людям». По мнению ученого, причинами, порождающими моральные изъяны, другие отклонения в поведении, являются общественные условия, неправильно поставленное воспитание, темнота, необразованность народа. Особенно важным в формировании личности является правильное воспитание, оно может дать, как отмечал Г. Сковорода, «то, чего не дадут ни чин, ни богатство, ни происхождения, ни милость вельмож» [16, 142].

Воспитание следует начинать как можно раньше, максимально учитывая психофизиологические особенности детей. Хоть иногда и трудно познать природу малыша, но она может и должна быть познана. Г. Сковорода отмечал необходимость вести ежедневное наблюдение за ребенком, ее игрой, отношениями с окружающими, по всем ее жизнью. Только в такой способ можно глубоко изучить ее задатки и соответственно строить процесс воспитания. Именно правильное воспитание ребенка с первых дней его жизни, считал Г. Сковорода, является основой профилактики отклонений в формировании его личности, совершение им противоправных действий.

Одним из первых в истории педагогической мысли Украины Г. Сковорода выдвинул идею всесторонне развитой личности. Поэтому в его произведениях находим немало дельных соображений по поводу нравственного, трудового, физического, эстетического, умственного воспитания. Относительно морального, то важнейшим, по мнению Г. Сковороды, является формирование у ребенка честности, скромности, справедливости, общительности. В дружбе он видел фактор, который призван сыграть важную роль в нравственном совершенствовании людей и в общественном прогрессе. «Друг - это наше второе я»,- так неоднократно высказывался великий мыслитель. Он был твердо убежден, что человек, у которого много друзей, - самая счастливая [8, 40].

Не остались без внимания Г. Сковороды и такие вопросы, как воспитание патриотизма, любви к свободе, оптимистического мироощущения. Мыслитель правильно отмечал, что действия человека детерминированы постоянными законами внешнего мира. Но эта детерминированность не фатальная. В отличие от других живых существ личность обладает свободой воли в определении линии своего поведения во время выбора того или иного решения.

За Сковородой, свобода действий человека зависит от степени познания им своей природы и законов внешнего мира. Только познав свою природу, она может свободно направлять собственные усилия на достижение гуманных целей, сделать жизнь содержательной и высоконравственным.

В нравственном воспитании важно «научить благодарности». Причем понятие «благодарность» толковал Г. Сковорода очень широко. Неблагодарность считал источником многих нравственных пороков общества.

Просветитель неоднократно предостерегал молодежь от пьянства, половой распущенности, которые подрывают репутацию человека и, безусловно, вредят ее здоровью.

Интересной является идея Г. Сковороды о необходимости воспитания у детей умение сочетать личные и общественные интересы. За основу этого он брал личный интерес, но считал, что осознанный каждым человеком личный интерес является предпосылкой сочетания интересов отдельной личности и общества. Истинную жизнь и счастье, по мнению Г. Сковороды, в значительной степени зависят от способности человека сочетать личное и общественное. Эти идеи близки к принципу «разумного эгоизма», который позже обосновал М. Чернышевский. Правда, он требовал сознательного подчинения личных интересов интересам общества, а Сковорода отмечал только на их неразрывной взаимосвязи («сопряжениє») [8, 40].

Во многих произведениях Сковороды речь идет о воспитании «благого сердца». Под этим он понимал человека высоких моральных качеств, а путь к нему видел в умственном воспитании, перебрасывая таким образом своеобразный и вполне логический мостик от морального до интеллектуального воспитания. Возможно, правильнее будет наоборот - от интеллектуального до морального, потому что сам Сковорода считал, что высокие моральные качества человека и добрые чувства и поступки являются результатом истинного знания. Аморальность некоторых молодых людей философ объяснял отсутствием истинных знаний, тем, что в них не выработаны разумные нормы поведения, критическое отношение к своим поступкам.

Философ исходил из того, что знание и мудрость должны порождать добродетель. Он писал:

«Как глупость есть мать всех пороков, в том числе и спеси, которой свойственно брать на себя непосильное бремя и почести не по заслугам, - так мудрость есть настоящая мать как других добродетелей, так и скромности, которая, меряя себя, как говорят, своей собственной мере, быстрее спускается вниз, чем возвышается вверх» [16, 342].

Заслуживает внимание предостережение Г. Сковороды, что не потеряло актуальности и сейчас: умственное воспитание - это не накопление знаний, его цель - научить детей самостоятельно мыслить, делать самостоятельные выводы, применять полученные знания в жизни.

Пожалуй, спорным является мнение Г. Сковороды о том, что знания порождают добродетель и другие нравственные качества, поскольку образованность отнюдь не тождественна нравственности, хотя определенная связь между интеллектуальным и нравственным воспитанием, бесспорно, существует. Знания, которые превратились в стойкие убеждения, обусловливающие нравственное поведение человека.

Так же нельзя однозначно связывать нравственное и физическое воспитание, как пытался сделать Г. Сковорода. Физическое здоровье, жизнерадостность он считал признаком не пораженной никакими моральными пороками души, утверждая: «веселье - это здоровье гармоничной души. Душа, пораженная каким-нибудь пороком, не может быть веселой».. [8, 40].

Чрезвычайно большое значение в правильном формировании личности, предупреждении тех или иных отклонений в развитии личности придавал Г. Сковорода трудовому воспитанию. Согласно его учению труд - категория нравственная. В ней философ усматривал фактор, который может решающее повлиять на формирование личности, воспитание нравственных чувств, сильного характера, воли. Бездействие, лень - источник возникновения многих нравственных пороков. При этом просветитель имел в виду не любой труд, а «сродную». Он считал, что от природы в каждом человеке заложен тайный «закон сродности», то есть врожденные наклонности к определенному виду деятельности. Этот закон нельзя нарушать, потому что это чрезвычайно опасно и для самого человека, и для всего общества. «Несродна» труд причиняет страдания человеку, а работа, которая соответствует его склонностям и предпочтениям, приносит удовольствие и радость.

Для общества, конечно, мало пользы, а больше вреда, когда «воинскую роту ведет тот, кто должен был сидеть в оркестре». Особенно опасным является нарушение «закона сродности» ради собственного обогащения, славы. Г. Сковорода очень справедливо отмечал, что в тех сферах жизни, где царит «несродна» труд, наступает смерть для живого дела. «Кто безобразит и растлевает всякую должность? - Несродность. Кто умертвляет науки и художества? - Несродность...» [8, 40].

Г. Сковорода правильно утверждал, что прирожденные наклонности, что люди от рождения далеко не равны. И если человек занимается тем, для чего рождена, что противно ее натуре, то она, как правило, становится несчастливой. По этому поводу хорошо известное высказывание Г. Сковороды: «Живи по натуре». В то же время абсолютно правильным является замечание украинского мыслителя о том, что сами по себе природные способности еще ничего не дают, ибо «сродность трудолюбием утверждается» [8, 40].

Очень подходящим является мнение Г. Сковороды о необходимости физического и интеллектуального труда для нормальной жизнедеятельности человека, связь бездействия с самыми разнообразными проблемами личности. В письме к своему ученику и другу М. Ковалинского Григорий Саввич писал, что наш ум никогда не остается бездеятельным, а всегда любит чем-то заниматься. Если он не будет иметь хорошего, то обратится к плохому. Следовательно, надо дать ему то, над чем он мог бы хорошо поработать, но дать ему прекрасное и не слишком много.

В этих словах Г. Сковороды можно найти ценные рекомендации по работе с молодежью, предотвращения отклонений в поведении.

Большую роль в формировании личности, предупреждении отклонений в поведении детей должны сыграть родители. «Благо родить и благо научить»,- подчеркивал Г. Сковорода. Особенно родители должны заботиться о физическом здоровье детей, поскольку от этого в значительной степени зависит процесс формирования личности. Ученый придавал исключительное значение физическому здоровью, склонен был даже усматривать связь между «телесным» (физическим) состоянием и различными психическими заболеваниями [8, 40].

Не менее ответственной является работа учителя, которого Г. Сковорода образно сравнивал с заботливым садовником (кстати, подобное сравнение встречается и в произведениях Я. А. Коменского). Для настоящего учителя, по мнению Г. Сковороды, характерной является честность, скромность, бескомпромиссность, любовь и уважение к ученику, служения добру, образованность. «Долго сам учись, если хочешь учить других». Этот совет учителям, которую в свое время высказал Г. Сковорода, отнюдь не потеряла своей актуальности сегодня.

Итак, правильно организованное воспитание, которое заключается во всестороннем гармоничном развитии личности каждого ребенка с максимальным учетом его природных наклонностей и задатков, осуществляется совместными усилиями родителей, учителей, общества, начиная с первых дней жизни ребенка, является, по мнению Г. Сковороды, залогом успешного предотвращения отклонений в поведении молодежи.

Раздел 3. Вопросы образования и воспитания в творческом наследии Г. Сковороды

Выходец из простого казацкого среды, Г. Сковорода всю свою жизнь отдал служению народу. Вернувшись из-за границы (а он побывал в Афинах, Вене, Венгрии и Пресбурге, где в совершенстве овладел немецким, греческим и латинским языками), Г. Сковорода становится учителем словесности в Переяславском коллегиуме. Здесь он создает вполне оригинальный, теоретический курс «Рассуждение о поэзии и руководство к искусству оной» и методическое сопровождение к нему. Епископу не понравился этот новаторский курс науки о поэзии, в котором Г. Сковорода отошел от традиционных схоластических канонов в филологических науках, и «выгнан был из училища переяславского не с честию» [11, 4].

Впоследствии Г. Сковорода начинает работать в Харьковском коллегиуме, где продолжает обучать своих воспитанников словесных наук в соответствии со своим «Руководством». К тому в этом коллегиуме преподавали словесность малообразованные школьные наставники, тупые схоласты, что «загромождали головы учеников ни к чему не годным и никому не нужным хламом». В противовес им Г. Сковорода ознакомил учащихся с такими книгами, которые вызвали в них размышления. Вот что он пишет по этому поводу Михаилу Ковалинскому: «Я никогда не перестану убеждать тебя, чтобы ты посвятил себя... тем книгам, которых, как говорит Муре, «редко кто берет в руки». Он рекомендует своим ученикам читать древние и новые книги, в частности, античных писателей Горация, Плутарха, Сенеки, Овидия, Цицерона, а также философов Сократа, Аристотеля, Бэкона и др. [13, 46].

Г. Сковорода выделялся даже среди прогрессивных преподавателей коллегиума глубокими знаниями и самостоятельностью мышления. Он проводил большую работу среди молодежи, сплачивая вокруг себя учеников - Михаила Ковалинского, Якова Правицкого, Василия Білозера, Григория Ковалинского (родного брата М. Ковалинского), Алексея Базилевича и др., предлагая им свое понимание природы, которое заключалось в рационалистических размышлениях о «сверхъестественные» явления, в закономерностях, присущих жизни и смерти. Все это, в конечном итоге, привело к тому, что его снова лишают должности учителя словесности и в Харьковском коллегиуме.

В течение шести лет Г. Сковорода работал воспитателем в с. Ковраях (на Переяславщине) в семье помещика Степана Томары. Здесь он учил и воспитывал сына помещика Василия, написал цикл своих стихов, которые впоследствии вышли сборником под названием «Сад божественных песен» [11, 4].

Последние двадцать лет своей жизни Г. Сковорода сходил пешком почти всю Украину, продолжая обучать детей простых людей. Не случайно его называли «странствующим университетом», человеком, который до последнего вздоха пыталась передать свои знания другим. Именно в этот период написано большинство его произведений, которые через условия царской цензуры не смогли быть напечатаны. И его сатирические песни и псалмы, басни и притчи переписывались друзьями-единомышленниками, распространялись по всей Украине.

Пытаясь разрешить коренные социально-педагогические проблемы, Г. Сковорода ставил задачу воспитать человека-гражданина. Это задание было основано на теории «естественного права» человеческой личности на достойный образ жизни. Учение о «естественном праве» было для прогрессивных педагогов того времени общим источником, из которого выводилась идея природовідповідного, по терминологии Сковороды, «сродного» воспитания. Но Коменский, Руссо и Сковорода понимали и сформулировали эту идею по-разному. За Сковородой, каждый человек должен занимать определенное место в обществе не за богатством или знатностью, а за «сродностью», то есть согласно своих природных задатков, которые развиваются в процессе деятельности. В отличие от Руссо Сковорода в развитии природных сил и возможностей человека особенно большое значение придавал знанием [11, 4].

Объявив войну невежеству и провозгласив право всех сословий на образование, Г. Сковорода очень метко говорил: «Не есть тот глуп, кто не знает, а тот, кто знать не хочет». Вот почему он советовал возбуждать у детей еще в раннем возрасте стремление к знаниям и вырабатывать привычку к умственному труду. И не только это. Надо всячески развивать в молодежи желание учиться, воспитывать настойчивость в овладении знаниями.

Как гуманист, Сковорода решительно отходит от тогдашней заскорузлой практики, а взамен выдвигает новую систему принципов и методов обучения. Он резко осуждает сковывание человеческой мысли и воли авторитаризмом и догматикой. Так, во введении к курсу лекций «О христианском добронравии» Г. Сковорода пишет: «Любезные ученики, не бойтеся!... Дерзайте». Требуя учитывать возрастные особенности детей, он советовал выкладывать знание доступно, ясно и точно, согласно их возраста. Безусловно, что тогда, когда в школе господствовали схоластика и догматизм, эти требования просветителя были новым словом в педагогике.

Г. Сковорода отстаивал идею наглядности в обучении, использовал в Переяславском и Харьковском коллегиумах, кроме групповых и индивидуальных уроков, дополнительные занятия, которые давали возможность расширить учебную программу. Он также практиковал свободную кружковую форму обучения. Например, в с. Бабаях на Харьковщине создал молодежный кружок, а когда стал странствующим учителем, то до последних дней пользовался индивидуальными и групповыми формами занятий.

Естественно, что школьное образование, господствовавшей в XVIII ст., отнюдь не удовлетворяла философа. Он осуждал образование «для кошелька» и для получения «знатнейших называемый», а взамен требовал общедоступного, бесплатного образования для народа, одинаковой как для мужчин, так и для женщин, при этом исходил из принципа народности, считая, что образование должно служить народу. Именно тогда, когда украинское дворянство зрікалося своей культуры и обычаев, смотрели на народ как на «черную кость» а на язык как на «мужицкую», Г. Сковорода, наоборот, хвалил язык родного народа, пользовался ею при непосредственном общении с крестьянами, часто употреблял ее с учебной целью [11, 4].

Работая в Харьковском коллегиуме, он перевел для учеников этого коллегиума «малороссийскими красками» басню Эзопа о музыканте Волка, и этот перевод имел большой успех как среди учеников, так и среди преподавателей. М. Ковалінський вспоминает: «Как он писал для своей стороны, то и употреблял иногда малороссийские наречия и правописания, употребляемые в произношении малороссийском: он любил всегда природной язык свой».

И не только родной язык пытался пропагандировать великий ученый. Он советовал ученикам обязательно изучать устное народное творчество, которое «неопално» хранит сокровища народной мудрости. Нет никакого сомнения в том, что вся педагогическая система выдающегося просветителя своего времени была проникнута идеей народности. В этом Г. Сковорода, безусловно, был предтечей таких педагогов, как А. Духнович, К. Ушинский и многих других, которые также отстаивали идею народности школы и воспитания.

Просветителя-демократа глубоко волновали воспитательные вопросы. Провозгласив природосоответствие главным принципом воспитания, он подчеркивал, что оно должно опираться на природные наклонности ребенка, и требовал от воспитателя, чтобы тот проявлял ее природные способности. «Не мешай только ей, а если можешь, отвращай препятствия и будто дорогу ей очищай». Он считал, что люди только тогда смогут принести наибольшую пользу обществу и чувствовать радость, счастье жизни, когда они развивают свои способности по призванию.

Одной из основных задач педагога Г. Сковорода считал воспитание высоконравственного человека. Он утверждал, что главное в жизни - это сердце, ибо оно есть «корень, солнце, глава и царь человеку». Именно поэтому «воспитание сердца», то есть нравственное воспитание, должно быть в центре внимания учителей. Григорий Савич прежде всего требовал учить детей благодарности. В притчи «Благодарный Эродий» отец Еродія так говорил сыну: «Сын мой!... учись единне благодарности... Знай, что все протчія науки есть суть рабыни сея царицм. Неблагодарный человек не может быть добродетельным и нравственным, а потому надо воспитывать ребенка, чтобы она могла впоследствии сочетать свои личные стремления и желания с интересами других добропорядочных людей. Только тогда она будет счастлива [11, 4].

Узловой проблемой этики Г. Сковороды было счастье человека на земле, условия и пути его достижения. И в обществе, где царит беззаконие и погоня за богатством, счастье каждый понимает по-своему. Так, господствующие слои видят его в золоте, роскоши и пышных палатах... Философ предостерегал, что роскошное паразитическое жизни порождает многочисленные человеческие пороки: «Из сего родника родятся измены, падения государств и вся бездна несчастий». В притче «Убогой Жаворонок» Г. Сковорода высказал презрительное отношение к тем, кто пытается быть богатым за счет других: «не тот нищ есть, кто не имеет, но тот, кто по уши в богатстве ходит, но не прилагает к нему сердца». В своих учениках он воспитывал отвращение к богатству, наживе и безделья [11, 4].

В чем же заключается счастье человека? - спрашивает просветитель. И тут же отвечает: в труде для общества, в добросовестном исполнении человеческого долга, в реализации природного призвания. М. Ковалінський писал о том, как Г. Сковорода представлял себе счастливого человека: «Щастие человека состоит в том, чтоб, узнал собственную в себя способное, по оной употребить себя в жизни... Так многие богословы, - считал Сковорода,- били бы, может быть, лучшими стряпчими по делам, многие ученые - разнощиками, многие судьи - пахарями, военоначальники - пастухами...» [11, 4].

Вообще Г. Сковорода считал труд и трудолюбие самыми высокими этическими категориями, потому что труд - это основа общественной жизни и источник всех человеческих благ. «Труд,- писал он,- есть живой и неусыпный всей машины ход». Утверждая, что труд - это источник человеческого счастья, философ в то же время настаивал на том, что счастье дает только любимая работа, которая соответствует природным задаткам и склонностям ребенка. Неродственная труд, по его мнению, тяжелая для человека, бескорыстная и даже вредна для общества. «Откуда же уродится труд, если нет охоты и усердия? Где же возмеш охоту без природы»,-писал он [11, 4].

Поэтому Г. Сковорода подносил людей труда и клеймил позором бездельников. Это особенно отражено в басне «Пчела и Шершень», где он не только прославляет труд как источник материальных благ, но и преподносит ее моральное и общественное значение. Шершень здесь олицетворяет паразитические элементы общества, что живут «хищением чуждаго» и рожденные «на то одно, чтоб есть, жить и протчее». А Пчела «есть герб мудрого человека», символ трудолюбивого человека из народа [11, 4].

Исходя из своего отношения к трудовой деятельности, Г. Сковорода призывал воспитывать у детей любовь к труду и презрение к праздности. Во время преподавания в семье уже упоминавшегося помещика С. Томары он не только давал его сыну разносторонние знания, но и готовил к труду в соответствии с его наклонностями: «Большая тебя, мальчик, ждет забота и большой труд ты должен понести, чтобы быть Василием не только именем, но и на деле» [11, 4].

Много страниц своих произведений Г. Сковорода посвятил вопросам дружбы между людьми, союза, по его словам, «сродных душ». Дружба, по его мнению, должна быть искренней и откровенной, ибо «нет ничего опаснее, чем коварный враг.., нет ничего более ядовитого от мнимого друга», делает вывод Г. Сковорода. Лучшая дружба укрепляется в совместном труде, считал он. И когда к нему обратился с вопросом М. Ковалінський, с кем ему дружить, учитель ответил, что лучше искать друзей среди честных и трудолюбивых людей, а эти качества, как правило, присущие простым людям. Ведь между морально испорченными людьми, считал он, не может быть настоящей дружбы, «потому как гнилое дерево не склеивается с другим, гнилым деревом, так между недостойными людьми не возникает дружбы» [11, 4].

Большое внимание уделял просветитель эстетическому воспитанию средствами музыки, которая должна быть обязательной составляющей образования. То же не удивительно, что сам Г. Сковорода всю свою жизнь не расставался с музыкальным инструментом, чередуя свои беседы и проповеди с игрой на свирели или пением. Заботясь об эстетическом развитии учащихся, он учил их игре на органе, флейте и свирели, организовывал на лоне природы занятия хора.

Будучи сам прекрасным педагогом, Г. Сковорода считал профессию учителя самой гуманной и самой нужной людям. В богатейшем эпистолярном наследии просветителя есть много ценных мыслей о педагогической работе. В одном из писем к М. Ковалинского он писал, что дело учителя, воспитателя величественная и благородная: «Да, мой дорогой Михаил, это не только великая вещь, но и найва-личніша... Если большое дело господствовать над телами, то еще больше управлять душами... Если важно лечить тело, то самое важное, вместе с телом хранить и душу человека целой, здоровой, неиспорченной?» [11, 4].

Учителя Г. Сковорода сравнивал с заботливым садовником, который, активно вмешиваясь в естественный ход развития воспитанника, ведет его вперед по намеченному пути. Профессию учителя сравнивал также и с врачебной, потому что считал и учителя и врача служителями природы, которые не должны быть пассивными. Ведь и тот,и тот имеют бережно оберегать человека от различных негативных влияний и обстоятельств, следить, чтобы ее развитие происходило правильным путем. Вот почему Г. Сковорода писал: «Учитель и врач - несть врач и учитель, а только служитель природы, единственная и врачебницы, и учительницы» [11, 4].

Для того, чтобы педагог хорошо выполнял свои обязанности, он сам должен иметь «сродность» к педагогической деятельности, так как труд учителя, лишь тогда будет успешной, когда она для него источником радости, счастья и наслаждения. Когда же профессия учителя не соответствует возможностям и способностям человека, то она не только не приносит ей морального удовлетворения, но и наносит большой вред воспитанникам.

Учитель должен любить науку и прививать эту любовь своим ученикам: «Долго сам учись, если хочешь учить других»,- ибо дело обучения и воспитания требует особых знаний. Здесь уместно сказать и о том, какую большую роль в общении с учениками и в их обучении Г. Сковорода отводил слову, которое, по его мнению, сможет помочь в раскрытии сути явлений, в усвоении знаний. Доброе слово, по мнению Г. Сковороды, сеет в сердце воспитанника любовь, радость и мир, злое слово «разливает желчь», змеиный яд, мучает душу [11, 4].

Сам Г. Сковорода, как никто другой на то время, был замечательным мастером слова, бесед на самые разнообразные темы. Об этом пишет в биографическом очерке «Григорий Сковорода» М. Ковалінський, об этом свидетельствуют и многочисленные письма Г. Сковороды до учеников, которые справедливо можно назвать педагогическими жемчужинами. Он советовал им всегда быть добродетельными и скромными, трудолюбивыми и отзывчивыми к другим людям, пытался воспитывать у своих питомцев отвращение к богатству, ибо, по его мнению, «За богатством... следует безпокойство» [11, 4].

Особенно стремился привить ученикам любовь к науке, считая «потерянным временем тот», который «не используется на обучение». Вот почему он так настаивал в письмах к М. Ковалинского, чтобы тот изучал греческий и латинский языки. «Если тебе не разрешено официально изучать греческий язык, - обращается он к Ковалинского, - ...ты частным способом можешь изучать и вообще изучай ее» [11, 4].

Учитель должен непрерывно самосовершенствоваться, а для этого он должен быть неразрывно связанным с народом, потому что именно в народной педагогике сможет найти ответы на коренные вопросы обучения и воспитания. Вот почему просветитель критиковал существующую практику использования иностранных наставников и гувернеров в привилегированных семьях. Иностранные педагоги были, по его мнению, далекими от культуры, языка, истории и традиций народа и поэтому не могли способствовать формированию полноценной личности. В произведениях «Благодарный Эродий», «Убогой Жаворонок» и в «Байках Харьковских» он беспощадно и чрезвычайно метко разоблачил порочность «педагогических систем», вводимых нанятыми иностранными воспитателями, и показал, что «терерваки», эти колоритные типы «малороссийского дворянства», как и обезьяны - «пишеки», исторически обречены [11, 4].

Сам Г. Сковорода в своей учительской деятельности всегда стоял на позициях народности воспитания. Не случайно после освобождения его из Харьковского коллегиума он полностью отдается просветительской работе в массах народа.

Итак, педагогическое наследие Григория Сковороды, гуманиста и демократа, пламенного поборника общественного прогресса, является живительным источником, из которого будет черпать вдохновение не одно поколение.

Урок

Следовательно, педагогические взгляды Г. Сковороды тесно связаны с его этическими и социальными взглядами. Он увлекался гуманизмом античного мира, всегда высоко ставил человека. Цель воспитания, по мнению Сковороды, заключается в формировании мыслящей, образованной, чуткой человека путем самопознания. Он ценит силу духа и силу мысли человека. Силу духа дает ему наука, которая должна проникать в народ. Сковорода отмечал: «Каждый должен познать свой народ и в народе познать себя». Философ протестовал против лишения трудящихся образования. В своих произведениях «Благодарный Эродий» и «Убогий жаворонок» он высмеивал дворянско-аристократическое воспитание. «Правильное воспитание кроется в природе каждого народа, как огонь и свет невидимое спрятаны в кременцы». Воспитание должно быть общедоступным, бесплатным. Основным принципом воспитания Сковорода считал учета природных способностей человека и его врожденных индивидуальных наклонностей. Для развития способностей, заложенных в человеке, нужно научить ее управлять своими силами. Именно поэтому большое значение он придавал упражнениям: «Кто думает о науке, тот любит ее, а кто ее любит, тот никогда не перестает учиться».

Сковорода считал, что воспитание должно начинаться еще до рождения ребенка. Отсюда ряд указаний родителям о том, как они должны себя вести, чтобы их поколение было здоровым, способным, талантливым. Сковорода ценил беседы и моральные советы, но считал, что учить нужно не только словом, но и всем своим поведением.

Из произведений Г. Сковороды возникает образ учителя, принципами которого были любовь и уважение к личности ученика, достоинство наставника, бескомпромиссность, честность, служение добру: «Долго сам учись если хочешь учить других».

Народный мудрец высказал мнение о зависимости чувств от деятельности человека, от его труда. Он рекомендовал родителям и воспитателям как можно раньше выявлять у ребенка его наклонности и приобщать к соответствующей деятельности.

Одной из важных категорий его этической концепции выступает трудолюбие. Философ считает труд основой человеческой жизни. Труд по призванию «сродну працю», он завещает потомкам. Г. С. Сковорода - выдающийся гуманист-просветитель. В своих демократических и гуманистических педагогических идеях он во многом опередил западноевропейских просветителей XVIII в.

Развитие начального, среднего и высшего образования в Украине в XVIII в. обозначен определенными сдвигами - образование получила светского и реального характера, хотя подавляющее большинство учебных заведений контролировала и «опекала» церковь.

В результате проведения общегосударственных реформ были открыты новые типы учебных заведений, которые готовили разнопрофильных специалистов, началась специальная подготовка педагогических кадров.

Значительно расширился содержание обучения, усовершенствовались методы учебно-воспитательной работы, увеличилось количество учебной и методической литературы. В школах утверждались прогрессивные черты тогдашней педагогики.





БИБЛИОГРАФИЯ

1. Антология педагогической мысли Украинской, ССР / Сост. Н. П. Калиниченко. - М.: Высшая школа, 1988. - 642 с.

2. Аркас М.М. История Украины-Руси. - К.: Высшая школа, 1993. - 584 с.

3. Бродяга Я. И., Руденко Ю. Д. История педагогики Украины:. истоки, поиски, проблемы // Родная школа. - 1992. - № 1. - С. 34

4. Грушевский М С. О украинский язык и украинскую школу. - К.: Знание, 1991. - 48 с.

5. Грушевский М. С Иллюстрированная история Украины. - К., 1990. - 524 с.

6. Гусак М., Л.Мартіросян. история педагогики Украины: Пособие для студентов. - Луцк: Издательство ВГУ, 1996. - 164 с.

7. Дорошенко Д.И. История Украины в 2-х т. Т.1, Т.2. - К.: Глобус, 1991.

8. И. В. Козубовская. Формирования личности в педагогическом наследии Г. Сковороды // Начальная школа. - №5. - 1996. - С. 40-42.

9. История педагогики /под ред. М. С. Гриценко. - К.: Высшая школа, 1973. - 468 с.

10. Крипьякевич И. П. История Украины. - Львов: Мир, 1990. - 548 с.

11. М. Д. Ярмаченко, Н. П. Калениченко. Вопросы образования и воспитания в творческом наследии Г. Сковороды // Начальная школа. - №12. - 1995. - С. 4-6.

12. М.Г. Стельмахович. Г. Сковорода и народная педагогика // Начальная школа. - №1. - 1996. - С. 46-50.

13. Педагогические идеи Г. С. Сковороды / под ред. Д. Г Дзеверіна. - К.: Знание, 1972. - 264 с.

14. Полонская-Василенко Н. История Украины: в 2-х т. Т.1,2. - К.: Лыбидь, 1992.

15. Развитие образования и педагогической мысли на Украине / под ред. М. Д. Ярмаченка. - К.: Высшая школа, 1991. - 592 с.

16. Сковорода Г. Сродность к богословію. // Полное собр. произведений в 2-х т. - К.: Знание, 1973. - т. 2.

17. Стельмахович М Г. Украинская-этнопедагогика // Советов. Школа, 1989 - № 8.

18.Українська культура: Лекции по ред. Д.Антоновича. - К.:Лыбидь, 1993. - 646 с.