Это первая украинская пьеса, в которой воссозданы события народно-освободительной войны 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. Она написана и поставлена на сцене в Киевской академии 1728 г. к 80-летию начала народно-освободительной войны. Исследователи приписывают н преподавателям поэтики и риторики в Киевской академии в эти годы - Феофану Трофимовичу или Іннокентію Неруновичу, Идейно-художественное содержание драмы подчинен идее патриотизма, проникнутый верой в будущее Украины, 3 ряда монологов зритель и читатель узнают о ходе войны и ее победный конец, о возвращении Богдана Хмельницкого к иева, его торжественную встречу. Победы Богдана Хмельницкого объясняются в драме как проявление Божьей милости. Такая трактовка исторических событий - это дань традиции школьной драмы. Автор драмы «Милость Божья», идя в русле передовых идей своего времени, стремится противопоставить Богдана Хмельницкого как защитника интересов широких народных масс не только польской шляхте, но и старшине, которая по окончанию освободительной войны 1648--1654 гг отошла от народа и стремилась эксплуатировать его. Этот мотив звучал особенно актуально, поскольку во время написания и представления произведения положение трудящихся масс значительно ухудшилось. В общем драма «Милость Божья» правильно отражала настроения украинского народа XVIII ст., в чем ее особая ценность.
(Отрывки)
МИЛОСТЬ БОЖІЯ,
УКРАИНУ ВОТ НЕУДОБНОСИМИХ ОБИД ЛЯДСКИХ ЧРЕЗ БОГДАНА ЗИНОВИЯ ХМЕЛЬНИЦКОГО,
ПРЕСЛАВНОГО ВОЙСК ЗАПОРОЖСКИХ ГЕТМАНА, СВОВОДИВШАЯ, И ДАРОВАННИМИ ОБЪЕМА НАД ЛЯХАМИ ПОБІДАМИ ВОЗВЕЛИЧИВШАЯ, НА НЕЗАБВЕННУЮ ТОЛИКИХ ЕГО ЩЕДРОТ ПАМЯТЬ РЕПРЕЗЕНТ0ВАННАЯ В ШКОЛАХ КІЄВСЬКИХ 1728 ЛЕТА
ДЕЙСТВИЕ И
ЯВЛЕНІЄ 1
Богдан Хмельницкий оплакивает казацкую судьбу.
Гей уже нашей славы упадок
последний,
Чего в мире живя, дождав
казак бедный!
Уже так козакуєм мы все под
ляхами,
И чего уже не делают ляхи нам
с жидами!
Честь и славу всю нашу в ничто
вращают,
И имя казацкое погубит
помишляють.
Или же мы, ляше, от тебя такого
ждали,
Или это плата за верность, что мы
показали,
Как на море и суше - не раз
так бывало -
Врагам твоим рога всем
притирали?
ДЕЙСТВИЕ II
Кошевой
Пока сила наша, пока духа
станет.
Защитим себя, вельможный
гетман,
Туркам мы и татарві в глаза
становились
За плюгавців тех, когда бои
начинали.
И разве же против ляхов не
возьмем оружие
И за немалые беды не рушим с
тобой!
Хорошо знаем: нам всем Вкраина
есть мать.
Кто же не хочет руки ей в помощь
подать,
Матери, что погибает, то камни
тверже
И от льва-хищника неизмеримо
яростнее!
Мы не имели и раньше от этого
одмови,
То тем более и теперь служить
готовы,
Будем мать и себя в бою
Хоть умрем, а ляхов пойдем мы
бить!
.................................................
Хмельницкий
Не бойтесь, надежду в Боге
ум зашло
И врага в надежде той
подолаєм,
А что на службе в церкви вы им
присягали,
Условие перед Богом надлежащую
положили,
Скажу: когда не будут ло мать
нашу веру
И добрую не возбудят в том они
мере,
И оказала благодарят за службу
всю нашу,
Мы с ними пить станем добра
полную чашу,
Ну, а когда ту веру свою не
держат.
То верности для себя зря
ждут.
ДЕЙСТВИЕ III
ЯВЛЕНІЄ 1
Украина просит о Божьей помощи и содействия Хмельницком.
Украина
В моих безмерных бедах и в
Невисказанній
Болезни и печали, в невтишнім
риданні.
Как сердце горько стонет, уже
немного отрады
От той есть утехи: в моей этой
загладі
Мои, наконец, дети от сна уже
встали
Тяжелого и равнодушие далеко
прогнали
От себя, а все вместе взялись
гадать,
Чтобы матери пропасть дорешти
не дать.
И страх и малодушній от сердца
отложили.
Смелость и бесстрашие следовательно
позлучали.
.................................................
Богдану моем появ
безмерную
Ты ласку и стань столбом
крепким и сопротивляющимся.
От врагов жестоких его
вступив,
И воев моих правоверных
защитив.
Сделай, чтобы те, которе меня
хотят убить,
Остались в брани позором
покрыты.
Пусть те обрадуются, которые в тебе
надежду
Кладут и помощь примут в
страданиях.
ЯВЛЕНІЄ 2
Весть
Не плачь, а Украина, не надо
тосковать,
Печаль пора на радость уже
превратить,
Увидела тебя с неба верхняя
зрачок,
Тебе наяву способствует везде Божья
десница.
.............................................
0 дивных поб твои, а все те,
Которых за Вислу страх был в
леса прегустії
Разнес против снова все вместе
собрались
Числом над тридцать тысяч,
они перебрались
Следовательно за Константинів, на
реку Пиляву,
Хотели вернуть свою, видите ли,
славу,
С позором и бесчестием
неслыханным, вечным,
С надругательством своей, стидов'ям
необычным
Бездумно в незвісні места
убежали,
Как только в поле в глаза
Хмельницком стали.
Коня кто, а кто сабли, уздечки,
кульбаки,
Кто в телеге, кто хомута, а кто
и собаки
Или другого чего там, лишь бы
добрался -
В страхе вне Вислу следовательно
поспинався.
Покинув добро все: все свои
рыси,
Соболи, горностаи, волки, куны,
лисы,
Сибирской язвы, ванны, конви, імбрики,
палатки,
Все срібнії мідниці, фарини,
паштеты,
Столы, креденсы, сахара и сундуки
губили,
Окованих телег там сто тысяч
оставили.
Все іншії пользы здесь не
вичисляю,
Ибо несметные - наверное
это знаю.
Там достаточно уже грабежи твои
відтрудили,
Что старосты и жиды их тебе
наделали
Так их тая побег наяву
удивила
Вождя и вслед за ними в погоню
погнала
До Львова, а Небаба, Нечай,
Півкожуха
И Тишина, идя сбоку, чтобы их ни
духа
У нас не было, позаботились; где их
достигали,
То чести тебе в славу они
добавляли.
И не было под Львовом с кем
воевать,
А города не хотел он зря
портить,
Тогда сукна на выкуп казачеству
прислали
И произнесенную сумму денег
насочиняли.
Уже далее, Украина, Богдан твой
ступает,
От Львова под Замостья вдруг
достигает,
За ним повсюду слава гучная
проходит,
Имя его и за последнее море
доходит.
Ляхи в испуг упали, только
повіють
Ветры, то уже Хмельницкий
идет, понимают.
Такой-то был большой ляхов тот
воитель,
От Бога тебе данный, Украина
Избавитель.
Украина
Слова твои меня прекрасно
утешают,
Когда такии большие поб
сказывают;
Пусть же за этим словом добро
мне будет,
Пусть Богдан, побідник
большой, прибудет!
Украинские дети
Ты, ревностью святой веры
вдохновившись.
Вступит в бой дерзаєш, ужаса
не ощутив,
От врага, Богдан, ты ее
спасаешь
И праведно, достойно с ней
торжествуєш.
Врага ибо адские, вражії
навіти
Не могут христославців
искренних одоліти,
Поэтому пока будет вера наша
пробовать,
То до тех пор будет слава и твоя
сеять.
|
|