Божук Николая (Василиса)
(1907-1938)
Божук Николая
Родилась Василиса Божук 3 января 1907 года в живописном селе Великий Бычков. Об изменении своего имени говорила: «Я не Николая, а Василиса. Назвалась так потому, что есть у нас две Василисы Божуківни, обе дочери крестьян, братьев Божуків... Поэтому по отцу Николаю убрала я себе его имя».
Начальное образование Николая Божук получала в родном селе, его литературный собрат Юрий Станинець вспоминает: «Когда однажды на толочці услышала от сестринниці Василисы Божук стихотворение и узнала, что есть школа, где учат таких стихов, она после окончания народной школы против воли родителей убегает до Ясиня и плачет до тех пор, пока отец не записывает ее в горожанської школы». После горожанки Николая Божук в 1928 г. окончила Ужгородскую учительскую семинарию.
Будучи студенткой, печатала стихи в журналах «Пчілка», «Наш родной край» в коломыйском «Женской судьбы» и львовской «Новом доме». На формирование мировоззрения Николаи Божук большое влияние имели произведения Т.шевченко, И.франко, Леси Украинки. Много изданий она получала от В.Ґренджі-Донского.
Юрий Станинець вспоминает, что Николая Божук имела с ранних лет благородную душу и чувствительное сердце. Тогда, когда ее ровесницы целью жизни считали личное счастье, она лелеяла в себе кроме своего счастья любовь к своему народу. «Когда я ей написал, как москвофилы преследуют меня только за то, что кончил украинскую гимназию, она всем сердцем сочувствует мне и осыпает радостями, советами: «Кто терпен, тот спасен!»,«... где искренняя труд, там восток хороший должен быть..., кто работает, тот должен терпеть».
На новый 1927 г. 19-летняя Николая Божук размышляет о смысле жизни патриотической молодежи. «Жизнь - тернистая дорога, через которую должны переходить. Есть люди, которым жизнь, - то равнодушие. Они со дня на день переживают и не думают на свои дела, не числятся с теми делами, которые сделали на пользу втором, потому что их не имеют, ибо только думают на свои роскоши, как бы веселее день провести... Мы же не из тех, которые внішну красоту только начинают и до нее молятся языческими
словами и мыслями! Мы те, что никаких страданий не боятся и все неприсмности и прикрусти силуються побороть! Мы находимося в страданиях, но можем иметь надежду, что придет волна, и для нас согреет ясное солнце». По мнению Николаи Божук, где нет страданий, там не бьется жизни», из неволи человека может вырвать только труд. Утешала себя мыслью: «Взойдет когда-то и мне судьба счастье». А свое счастье она связывала со счастьем народа. «Знаете, - писала Николая Божук в письме к Ю. Станинця от 10 апреля 1927 г., - что меня сделало бы счастливой? Видеть добрые овощи своего труда, чтобы и работа была полезна для других! А потом быть и жить у такой души, которой цель жизни и сама, и так общими силами работать и работать до смерти на пользу нашего любимого Народа!!!»
В стихотворении «Прощай, мамочка» Николая Божук раскрыла суть учительского труда: Я буду зари розсівать.
Чаще всего поэтесса обращалась к пейзажной и интимной лирики. В природе она искала покоя и утешения. Просила солнце, месяц, ветер, бистру Тису, седую кукушку развеять вечную тоску, черные, печальные думы, отнести в далекие края злую судьбу. Мотивы грусти, печали не является в лирике Николаи Божук доминирующими, преобладают оптимистичные настроения, надежда на счастье. Она чаще всего ассоциируется с приходом веселой весны, цветением садов, пением птичек, ясным солнцем.
В стихотворении «Нет, не буду петь песен» Николая Божук писала: Нет, не буду петь песен О грусть, сльозоньки ряснії Отдам я грусть, холод весь Приветливой радости - весне.
Во многих произведениях Николаи Божук звучат призывы посвятить жизнь родному краю, жить «на радость родной стороне». Обращаясь к милому сердцу краю, заявляла:
За тебя в бой готовая! В надеждах вся душа моя. «Тебе, родной край».
Поэзия Николаи Божук выросла на почве народной песни, о чем свидетельствует мелодика, ритмика, народно-песенные образы. Много ее произведений просятся на музыку. В.Ґренджа-Донской сравнивал лирику Николаи Божук с птичьим пением, «шумом плывущих вод».
Современники поэтессы вспоминают, что она очень любила цветы, особенно белые розы и белые лилии. По смерти возле ее дома еще долго сиротіли они, символизируя красивое и одновременно тернистая жизнь Микопаї Божук, что сгорела так преждевременно.
Условия жизни и преждевременная смерть не дали возможности развиться его таланту, но и тем, что оставила по себе, по словам Юрия Станинця, «и так заслужила, чтобы ее имя сгорело на закарпатском художественном небе между самыми яркими звездами».
Оценивая творческое наследие трех закарпатских поэтов - Марийки Пидгирянки, Николаи Божук и Маруси Тисянської, Максим Рыльский писал: «Стихи всех трех овеянные чистым и светлым дыханием народной поэзии. И нет здесь никакой стилизации, никакого формального подражания. Все три поэтессы выросли на народной песни, воспитанные и взлелеянные ею, все три - сущие дочери народа».
|
|